,
Развитие экспорта российских медицинских услуг в нацпроекте «Здравоохранение» прописано отдельной строкой. Самара, по оценке экспертов, входит в первую десятку наиболее перспективных регионов для решения этой задачи, но находится в самом начале длинного пути. Что может заинтересовать иностранных пациентов и как их сюда привлечь, обсудили на первом международном форуме по медицинскому туризму.
На форум в Самару приехали представители США, Швейцарии, Испании, Сербии, Иордании, Казахстана и других стран. Программа включала конференцию, воркшоп, экскурсию по клиникам города и обучение сотрудников медучреждений, ориентированных на экспорт своих услуг.
Мы поговорили с участниками форума и выяснили, как привлечь в Самару пациентов из Америки, на что обращают внимание медицинские агенты и сколько на медтуризме можно заработать денег для регионального бюджета.
Шаг к загранице
Форум в «Лотте», судя по всему, задумывался как первый шаг навстречу международному сообществу — по мнению президента Национального совета медицинского туризма Евгения Чернышёва, его в этом направлении развития Самарской области не хватало.
«В течение полугода совместно с Высшей школой экономики мы проводили оценку 71 региона с точки зрения экспорта медицинских услуг. Самара вошла в топ-10 перспективных субъектов РФ для развития медицинского туризма, и я бы хотел, чтобы зарубежные эксперты на форуме убедились в том, что у региона высокий потенциал в этой сфере», — заявил Чернышёв.
Региональные чиновники и руководители медучреждений уверяют, что сегодня медицинский туризм — один из главных приоритетов для местной экономики и здравоохранения, в соответствии с содержанием нацпроектов. И по мнению ректора СамГМУ Александра Колсанова, в первую очередь нужно сфокусироваться на привлечении пациентов из стран СНГ.
«Начинать нужно с тех стран, которые находятся в дружественных отношениях с Россией, а потом двигаться дальше в Восточную Европу, Индию, Юго-Восточную Азию. Не надо быть идеалистами и ожидать, что к нам сразу поедут из Америки, Германии, Франции. Кроме того, у региона большой потенциал для развития экспорта в соседние регионы РФ — у нас есть уникальные учреждения и технологии. Думаю, что в будущем Самарская область сможет заработать на медицинском туризме до 3-5% регионального бюджета», — сказал Колсанов.
Но председатель Ассоциации лечебно-оздоровительного туризма Галина Гурова обратила внимание на то, что на форуме было мало агентов из стран ближнего зарубежья — главной целевой аудитории на данный момент.
«Замечательно, что правительство и медуниверситет организовали форум по медицинскому туризму, но о таком мероприятии нужно объявлять хотя бы за полгода и широко, чтобы оповестить как можно больше нужных участников. Очень важно сделать первые шаги правильно», — отметила Гурова.
Сервис и другие вызовы
Несмотря на то, что основной поток пациентов в клиники Самарской области стоит ожидать из стран СНГ, европейцев и американцев регион тоже может привлечь — в первую очередь благодаря стоимости медицинских услуг. По словам представителя американской компании International Medical Solutions Джерри Байерса, разница в цене некоторых процедур составляет до 80%. Значительно дешевле в России услуги в области косметологии, стоматологии, ортопедии. К тому же какие-то процедуры, которые предлагают здесь, в США запрещены. С другой стороны, большим вызовом являются законодательные различия между странами и политическая обстановка.
«Во-первых, пациентам из Америки необходима виза. А кроме ситуации в политике, есть еще определенная ментальность — большинство жителей Штатов не знают о жизни в России и не смогут найти Самару на карте. Но я думаю, что мы сможем использовать культурную притягательность российских городов. А одно из преимуществ региона перед столицами в том, что стоимость проживания здесь во время лечения будет меньше», — сказал Байерс.
Несколько пациентов из Европы в этом году лечились в клиниках компании «Мать и дитя — ИДК». По словам главврача Марата Тугушева, дело не только в стоимости и сопоставимом качестве услуг.
«Показатель частоты наступления беременности у нас выше, чем в Европе. Это факт, в этой сфере мы работаем лучше. Кроме того, в отношении репродуктивных технологий в Италии, например, есть масса ограничений, в том числе религиозных», — сказал Тугушев.
Врачи признают, что многие граждане Европы, которые лечатся в России, — наши же соотечественники, которые уехали жить за рубеж. А узнают они о местных клиниках чаще всего благодаря старейшему маркетинговому инструменту — «сарафанному радио». Например, по словам главврача больницы им. Пирогова Александра Вавилова, чемпион Японии по бодибилдингу приезжал к ним на нейрохирургическую операцию по совету коллег из Москвы.
По мнению заместителя главврача по экономическим вопросам и развитию Самарского онкодиспансера Светланы Шишковой, иностранному пациенту о местных клиниках должны рассказать профессиональным языком, а это задача медицинских агентов. Чтобы привлечь их внимание, нужна подходящая сертификация.
«Самарский онкодиспансер — пока единственное в России госучреждение, которое получило аккредитацию Temos. Это организация, подтверждающая статус учреждения и его готовность к приему иностранного пациента не только по качеству и безопасности помощи, но и сервису. Сервисная составляющая — это вызов, у нас впереди еще много работы. Но тем, что мы сделаем для зарубежных пациентов, будут пользоваться и наши граждане», — сказала Шишкова.
По мнению самарских врачей, заметного развития международного туризма можно ожидать в течение ближайших пяти лет.
«Если раньше клиники бились сами по себе, то сегодня на экспорт медицинских услуг обратило внимание правительство. Теперь у нас большая команда — и государственные, и частные клиники. В данной ситуации я не отношусь к ним как к конкурентам, думаю, нам вместе нужно работать на результат. Важно и то, что город стал привлекательнее в туристическом плане», — отметил Марат Тугушев.
О том, какие направления самарской медицины наиболее востребованы у иностранных пациентов, руководители частных и государственных клиник говорили на круглом столе этим летом. Подробнее о нем читайте в нашем материале.
Фото Дениса Егорова
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook