СТАРОЕ КИНО РОССИИ. Первые самарские кинофестивали

 417

Автор: Редакция

Если говорить о самарских фестивалях, первыми в голову обычно приходят фестивали музыкальные — Груша, Рок над Волгой. С местными кинофестами все куда проще (не Канны мы, ох, не Канны), но и среди них есть те, которые стоит лишний раз вспомнить и не забывать.
Воспоминаниями о первых самарских кинофестах мы попросили поделиться председателя киноклуба “Ракурс” Михаила Куперберга. Он, конечно, не отказал.

Текст: Вадим Кузнецов

48760_14231_img_lrg1

Бюро Пропаганды

 — Когда в 1979 году мы создали в Самаре киноклуб “Ракурс”, ни про какое фестивальное движение в городе говорить было нельзя. Советский кинопрокат держал твердые рамки, а если учесть, что город в то время был еще закрытым, то о приезде иностранных гостей не шло и речи. Чуть позднее, когда в 1983 году киноклубам разрешили собирать членские взносы, появилась возможность приглашать тех или иных деятелей кино, но до этого момента все надежды возлагались исключительно на организацию с названием Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства.

 — В обход облкинопроката и союза кинематографстов бюро пропаганды обладало несколькими читерскими возможностями зарабатывания денег. Например, печать фотокарточек с популярными киноактерами, организация выездных гастролей для звезд кинематографа под общим названием “Товарищ Кино”. Обычно это были старые послевоенные звезды — Крючков, Андреев, Смирнова. Но бюро вполне могло привезти в город для публичных выступлений современных режиссеров или киноведов. Деньги за это платили приличные, и люди ехали с большим удовольствием. Особенно те, кто был в опале и сидел без работы. Правда, для этого их надо было сначала пригласить. Продемонстрировать инициативу со стороны общественности.

 — Первый раз мы пригласили в Куйбышев режиссеров в 1984 году. Однажды в приступе энтузиазма я сел и написал письма дюжине деятелей кино. Ответили только трое. Илья Авербах написал, что всегда с радостью, но в данный момент готовится снимать “Белую гвардию”, поэтому не сможет (он вскоре скончался и “Гвардии” так и не снял). Александр Сокуров ответил, что любит киноклубы, но ни один его фильм пока не имеет прокатного удостоверения, поэтому ехать все еще не с чем. В итоге, приехал только третий — Валерий Рубинчик. Он перед этим собрал в Европе более дюжины призов с фильмом “Дикая охота короля Стаха”, с собой привёз его европейскую копию с английскими субтитрами, поэтому зал в ДК 4-го ГПЗ был забит под завязку. Опыт оказался удачным.

Кадр из фильма "Дикая охота короля Страха"
Кадр из фильма «Дикая охота короля Страха»

Ленфильм. Верность правде

 — Первый настоящий фестиваль мы организовали только в 1987 году. Я тогда уже бросил карьеру инженера, учился во ВГИКе и работал в организации Виктора Долонько под названием бюро досуга “Праздник”,  функционировавшее в тот момент под началом местного облисполкома.

 — Идея для фестиваля пришла в голову внезапно — показать ретроспективу фильмов студии «Ленфильм», которая в те годы отличалась особой человеческой и художественной искренностью. Название придумали соответствующее — “Ленфильм. Верность правде” Сейчас это звучит немного наивно, но тогда казалось вполне естественным.
План у фестиваля нарисовался следующий. Показать актуальное проблемное кино, фильмы, пролежавшие 20 лет на полке, а также что-нибудь из жанрового мэйнстрима, но не менее актуальное. В качестве первого блюда был Олег Гаркуша, который привез фильм “Взломщик”. На второе —  “Интервенция” Геннадия Полоки (сам Полока так и не приехал). На третье — Евгений Татарский и его новый фильм “Джек Восьмеркин — американец”. Залы почти всегда были полные, аншлаг за аншлагом. Фестиваль удался.

 — Год спустя впервые в России мы решили выпустить в один конкурс чистых любителей и тех, кто учится в текущий момент на высших режиссерских курсах, либо во ВГИКе. Начинающих профессионалов против провинциальных энтузиастов. В дни фестиваля в Куйбышеве собралось огромное количество приехавших из Москвы студентов кинофаков. Вне программы мы показывали дебютные фильмы Климова и Абдрашитова. В жюри сидели режиссер Виктор Бутурлин, киновед Юрий Павлов, специалист по анимации из Штатов Михаил Гуревич.

Кадр из фильма "Интервенция"
Кадр из фильма «Интервенция»

“Новое Кино России”

  — В начале 90-х российский прокат окончательно обрушился. Люди перестали ходить в кинотеатры, и премьеры самых ожидаемых отечественных фильмов становились настоящей катастрофой для прокатчиков. Например, как это случилось у нас в ТПО Ракурс с “Такси Блюз” Павла Лунгина, который крутился на восьми копиях, но при этом так и не смог отбиться даже в ноль. В подобной ситуации разговор про большие фестивали даже не поднимался, пока в городе не появился новый мэр. Движуха в фестивальном направлении возобновилась лишь осенью 1992 года с приходом Олега Сысуева, который очень внимательно и дотошно относился ко всем вопросам начинаний в области культуры.

 — Для запуска фестиваля понадобилась не только помощь мэра, но и объединение усилий с нашими главными конкурентами из прокатного агентства “Тандем”, принадлежавшего братьям Мирбаум. Александр Палыч Мирбаум — один из двух Палычей брэнда “Палыч”. Человек с неплохим вкусом, в прошлом — инженер, в тот исторический момент — преуспевающий бизнесмен, который помимо кинопроката торговал нефтью и автомобилями. Все организаторы сразу договорились между собой, что за прокатом никто гнаться не станет, поэтому на фестивале будет исключительно авторское кино. Так и вышло.

 — Фильм проходил одновременно в Самаре и Тольятти на всех широкоформатных площадках области. На открытие фестиваля приехал никому тогда еще неизвестный Алексей Балабанов с дебютным фильмом “Счастливые дни”, известный аниматор Ирина Евтеева с фильмов “Автомобиль, скрипка, немного нервно”. Актер Николай Шатохин с картиной Киры Муратовой “Чувствительный милиционер”. Были творческие встречи, дискуссии, Одним словом, фестиваль состоялся. А год спустя мы запустили второй.

Кадр из фильма "Счастливые дни"
Кадр из фильма «Счастливые дни»

 — Если первый фестиваль был открыт в конце ноября по чистой случайности, то теперь мы решили сохранить этот временной слот. К концу осени все сезонные российские фестивали уже подходили к концу, поэтому мы могли собирать в нашу программу все сливки. Из гостей на втором фестивале были Валерий Рубинчик, Евгений Юфит, Олег Ковалов, Юрий Павлов и многие другие.

 — На следующий год ТП Сервис прекратил существование и до перехода под крыло радио Ностальджи киноклуб Ракурс находился в свободном плавании. Как следствие, третий фестиваль «Новое кино России» был проведен лишь в 1995 году. И снова под патронажем Олега Сысуева. Это был уже очень большой, шумный и мэйнстримовый фестиваль. На нём были Владимир Хотиненко и Евгений Миронов с «Мусульманином», Сергей Маковецкий с «Летними людьми», Дмитрий Астрахан с фильмом «Все будет хорошо». Снова Рубинчик, Ковалов и многие другие.

 — Вскоре после этого ТП Сервис прекратил существование, Олег Сысуев уехал в Москву, а «Новое Кино России» сделало вынужденную паузу на пять долгих лет. Вернулось оно  только в 2000 году после победы в федеральном гранте, который принес в копилку фестиваля полмиллиона рублей. Эти деньги плюс деньги спонсоров помогли продержаться «НКР» до 2008 года, когда песня неожиданно все же закончилась.

В 2008 году мы впервые проиграли грант и вдруг неожиданно поняли, что поезд ушел. Наш энтузиазм за эти годы порядком поиссяк, а российский кинопрокат постепенно вышел из затяжной депрессии и стал функционировать самостоятельно. Новые времена стали диктовать совершенно новые условия.