,
В исторических парках «Россия – моя история» 23 российских городов открылась мультимедийная выставка, посвященная безрукому и безногому иконописцу из села Утевка Самарской области Григорию Журавлеву. Спустя почти 110 лет к нему вернулась российская известность и слава.
ДГ публикует фильм, созданный командой «ТВпортала» к выставке о Григории Журавлеве, по разрешению правообладателя — музея Алабина.
Корреспондент ДГ Анастасия Кнор рассказывает, как команда «ТВпортала» и сотрудники музея Алабина вместе провели работу по оцифровке икон и документов, относящихся к личности Журавлева. А также побывали в Санкт-Петербурге, в запасниках Эрмитажа, в Троице-Сергиевой лавре, в десятке храмов и музеев, где хранятся иконы, предположительно или точно принадлежащие кисти Григория Журавлева.
Самую большую благодарность необходимо адресовать Ларисе Петровне и Юлии Малиновским, вдове и дочери главного исследователя жизни и творчества Журавлева – Александра Станиславовича Малиновского. Два года назад они пришли на встречу к депутату Александру Хинштейну с предложением организовать выставку, посвященную Журавлеву.
Александр Хинштейн добился включения мероприятия в федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». За этим последовал более чем полугодовой период кропотливого поиска информации, переговоров, съемок и знакомств с разными интересными людьми.
Одним из самых увлекательных эпизодов съемки стал приезд в Утевку реставратора икон из музея Андрея Рублева. В его задачу входило освободить от окладов иконы Журавлева, находящиеся в храме, для качественной съемки. Настоятель храма Святой Троицы села Утевка отец Анатолий категорически отказывался снимать иконы со стен и тем более доставать их из-под стекла. И поставил условие, что даст это сделать только специалисту.
Мы встретили московского реставратора Максима Демина в Утевке в самый грозный ноябрьский мороз. На улице минус 20, в храме примерно плюс 10-12 градусов. Вчетвером (хорошо, что в съемочной бригаде сильные парни) снимаем с трехметровой высоты иконы, и одну за другой укладываем их на специально постеленные ковры. Максим достает свой инструмент.
Глядим во все глаза — он почти как у хирурга: скальпели, пинцеты, крошечные сверла, зажимы, пластыри. Реставратор начинает осторожно освобождать иконы от окладов. Потом недовольно цокает языком, разглядывая доски: «Смотрите, краска отходит, надо лечить». Затем переходит к другим работам: «Вот эта написана на холсте, редкое явление для иконописи, остальные на жести. Тут, видно, пытались подкрасить старую икону, и получилось плоховато». И действительно, крылья ангелов замалеваны однородной серой краской, как будто забор решили подновить.
«Раздетые» иконы лежат на ковре рядком. И видно, как прошлось по ним время и небрежное отношение людей. В Утевке рассказывают, что во время войны из расписанных по жести журавлевских икон делали трубы для печей, паяли кастрюли. Словом, всё пускали на бытовые нужды. Много тогда сгинуло работ. У кого-то рука не поднималась уничтожить, кто-то с легкостью гнул, ломал и жег.
Максим как будто чувствует каждую икону. «Это явно фрагмент, — показывает он на изображение Спасителя, — икона была значительно больше». Наконец, все иконы отсняты, снова одеты в оклады и повешены на стены. Максим Демин с интересом рассматривает фрески. По преданию, весь храм Святой Троицы расписывал Григорий Журавлев со своими учениками. Причем безногого и безрукого художника в специальной люльке поднимали под купол, чтобы он выполнял самую сложную роспись по церковному своду. Мы спрашиваем, можно ли восстановить фрески. «Разумеется, — отвечает Максим. — Все, что не погибло вместе со штукатуркой, можно восстановить».
Кажется, что реставрация храма в Утевке и фресок, писанных Григорием Журавлевым, могла бы стать самым логичным завершением проекта по увековечению памяти уникального живописца.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте