«Когда выступают общественники — это совершенно другая сила»

Активист из Краснодара Марина Репещук рассказывает ДГ об успешных практиках борьбы за качество общественного транспорта

 1 051

Автор: Редакция

.

,

Проблемы с общественным транспортом — болезнь не только одной Самары. Жители Краснодара точно так же жалуются на недостаток автобусов, старые машины, неубранные остановки и отказы водителей принимать безналичную оплату.

Могут ли с этим что-то сделать горожане? Возможны ли вообще эффективные переговоры с городскими дептрансами и перевозчиками? Об этом мы поговорили с Мариной Репещук, руководителем общественного движения «Транспортная инициатива» в Краснодаре, которое активно борется за качество транспорта в своем городе.

— Как вы начали заниматься общественным транспортом?
photo_2021-03-10_09-45-13— Однажды, это было весной 2019 года, я прочитала у нашего движения «Городские решения» о том, что в Краснодаре планируют уничтожить одну из троллейбусных линий. Написала им, спросила, что можно сделать, как помочь. Они в ответ спросили, могу ли я записать видеообращение к губернатору. Я согласилась — и это обращение набрало больше 100 тысяч просмотров. Жители микрорайона, куда вела эта линия, и активисты собирали подписи в защиту троллейбуса.

Потом администрация Краснодара пыталась на лето отменить льготы на проезд для студентов и школьников. Жители города, и я среди них, выступили категорически против этого, критиковали за это мэра, писали запросы. Результатом стал возврат льгот на летний период. Мэр в итоге говорил практически нашими словами: льготы нельзя отменять, ведь школьники летом ездят на какие-то мероприятия, студенты проходят практику. Это был первый результат общественной борьбы за транспорт — и немаловажный, ведь студентов и школьников в Краснодаре сотни тысяч.

Постепенно вокруг инициативной группы, которая этим занималась, стал формироваться круг общественников, сосредоточивших усилия именно на проблемах общественного транспорта. У «Городских решений» разные направления работы, а мы решили, что распыляться не будем — нас интересует прежде всего транспорт.

27 октября 2019 года, в День автомобилиста, мы создали наше движение официально. У нас есть устав, мы — общественная некоммерческая организация без образования юридического лица. Такая форма работы предусмотрена российским законодательством.

Собирались мы тогда небольшим, узким кругом активистов, но самое главное было организоваться. Когда мы обращались к каким-то официальным органам власти, первым вопросом было — а вы кто? Когда ты просто житель города, от тебя легко отмахнуться. От группы уже сложнее. Поэтому мы и создали свое движение.

Наша цель понятна — сделать так, чтобы общественный транспорт в Краснодаре работал если не идеально, то очень хорошо. Обсуждая стратегию и тактику своих действий, мы поняли самое главное: необходимо налаживать взаимодействие между абсолютно разными сторонами. За полтора года, которые мы существуем, мы наладили контакт между пассажирами, перевозчиками, и что немаловажно — сейчас в этот круг вовлекаются водители. И в то же время мы, конечно, стараемся наладить взаимоотношения с администрацией города. Не всегда это получается, и тому есть разные причины, но мы всегда говорим: качественно решать возникающие проблемы можно только если вовлечены все стороны.

Например, при обсуждении проблемы безналичного приема платежей перевозчики часто валят все на водителей. Мы спрашиваем: а почему вы на брифинг перевозчиков не пригласили общественников и самих водителей? Может быть, они высказали бы свою точку зрения и ситуация была бы понятнее.

Участники нашего движения — горожане, которые недовольны тем, что происходит с общественным транспортом в Краснодаре. В сентябре 2020 года мы подписали совместный манифест с другими общественными движениями — «Городскими решениями» и «Помоги городу».

Его могут подписать и горожане, и городские депутаты. Мы обязуемся вместе совершать какие-то добрые дела для того, чтобы город стал лучше. Например, недавно мы собирались вместе для  обсуждения чрезвычайной ситуации — более 80 новых машин с автобусных маршрутов в Краснодаре были переброшены перевозчиком в Ейск, а у нас на маршруты были выпущены старые машины. Я предложила обсудить эту проблему и выступить с общим заявлением. Когда выступает одно движение — это одно, а когда выступают общественники, представляющие интересы трех движений, — это совершенно другая сила.

— Как устроен рынок общественных перевозок в Краснодаре?

— У нас есть транспорт КТТУ и рынок частных перевозчиков. С 2017 года постановлением губернатора рынок было переведен на нерегулируемые тарифы, лишь пять маршрутов остались регулируемыми, но и их ждет та же судьба. Нам, конечно, это не нравится, мы работаем над тем, чтобы у нас были брутто-контракты и повременные тарифы, и чтобы нерегулируемые тарифы в их сегодняшнем виде ушли в прошлое. Рынок частных перевозчиков и коммерческих маршрутов у нас больше, чем муниципальных — КТТУ не обслуживает пригороды Краснодара (хотя формально они входят в территорию городского округа) и новые, развивающиеся районы города. А там живут десятки тысяч людей, идет активная застройка.

В Краснодаре действуют 88 маршрутов общественного транспорта (включая 16 трамвайных и 12 троллейбусных), из которых только 5 — с регулируемыми тарифами. В городе работают муниципальное предприятие «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» и более 20 коммерческих перевозчиков, которые обслуживают 78 автобусных коммерческих маршрутов. Стоимость проезда — 28-30 рублей. Проезд можно оплатить электронной транспортной и банковской картой, а также действуют льготные проездные для школьников и студентов — 800 и 1050 рублей с лимитом 50 и 75 поездок в месяц соответственно.

Существуют муниципальные пригородные маршруты, которые выходят за пределы городского поселения Краснодар, но остаются в пределах одноименного городского округа — на них тариф покилометровый, 1,5-2 руб./км.

— Удалось вам что-то сделать? Как на жалобы и претензии реагирует город? 

— И перевозчики, и департамент транспорта замечают, что у нас стало меньше жалоб на общественный транспорт. После того, как общественники активизировались и начали последовательно отслеживать проблемы, и департамент, и перевозчики, и контролирующие органы стали вынуждены реагировать на замечания. Здесь надо отдать должное отделу контроля департамента транспорта Краснодара — там очень добросовестные сотрудники, у нас налажен контакт и взаимопонимание, они быстро реагируют на замечания и предложения, когда нужно — организовывают встречи.

Это сказывается на решении проблем. Например, на одном из маршрутов у нас два года назад ездили машины даже с ржавыми полами. Сейчас такого безобразия в городе уже нет. Мы приняли активное участие во внесении изменений в генеральный план Краснодара, в том числе помогали общественникам, жителям, активистам из разных районов города формулировать их предложения по транспорту. Благодаря нашему участию в генплан было внесено перспективное депо — в районе, где впервые за много лет строится трамвайная линия, а также трамвайные ветки, которые план раньше не предполагал. В текущей работе мы помогаем жителям вносить жалобы и предложения, где-то получается скорректировать количество машин на маршрутах.

Обучение волонтеров — общественных контролеров «Транспортной инициативы»

Мы также выступили с критикой городской программы развития общественного транспорта, в которой предполагалась сокращение маршрутов в угоду группе компаний, скажем так, связанных друг с другом. Их закрытие привело к проблемам для пассажиров, в результате два маршрута были возвращены по решению суда, материалы для слушаний собирали также общественники. Сейчас идет процесс еще по одному маршруту. Его тоже хотят сократить, а он очень важен — на нем жители одного из развивающихся районов Краснодара, это в основном молодые семьи, добираются до более чем 20 детских садов и других социальных учреждений. Он также заходит в один из отдаленных районов города, и если маршрут закрыть, то пенсионерам в дополнение к городскому пенсионному проездному за 300 рублей придется покупать еще и пригородный более чем за 700 рублей. Это, конечно, очень дорого и несправедливо.

На данный момент перевозчик проиграл арбитраж, мы ждем кассацию. Если случится так, что решение будет принято все-таки в пользу перевозчика, мы, горожане, инициируем гражданский суд против администрации Краснодара, поскольку нарушаются наши социальные права.

photo_2021-03-10_09-45-04С самого начала мы говорили о необходимости брутто-контрактов и о том, что пассажиры без льгот, активно и регулярно пользующиеся общественным транспортом, остались без возможности получать какие-то скидки. И если еще год назад заместитель директора департамента транспорта Краснодара Галина Шешина говорила о том, что это невозможно, что общественники витают в облаках — то сейчас администрация края, по крайней мере, занимается этой темой и производит расчеты стоимости перехода на брутто-контракты.

Мы не остановимся, будем настаивать на введении на территории города брутто-контрактов и повременных билетов, чтобы человек в течение полутора часов после покупки билета имел возможность пересесть с ним на другой транспорт. На наш взгляд, это оптимальный интервал, который позволит из одной точки города спокойно добраться в другую и не переплачивать. Сейчас среднестатистическому жителю окраины Краснодара — находящейся, тем не менее, в границах городского округа — чаще всего приходится заплатить сначала 30 рублей за проезд по городу, а потом еще 55 рублей, чтобы добраться до дома. Это очень дорого.

Еще один большой результат нашей работы — повышение грамотности пассажиров. Мы учим их защищать свои права в переговорах с перевозчиками. К сожалению, нередко приходится что-то доказывать и департаменту транспорта, в частности, в обращениях на его «горячую линию».
С 2019 года, когда мы заговорили о проблемах с троллейбусами в городе, у нас произошло много изменений. В частности, случилось замечательное событие — на базе нашего муниципального предприятия началась крупноузловая сборка троллейбусов. Это красивые современные машины.

Более того, по словам представителя завода-производителя, они мониторили социальные сети Краснодара, читали отзывы о том троллейбусе с увеличенным автономным ходом, который сейчас ходит у нас по одному из маршрутов, и учли наши замечания — по расположению поручней, снижению шума от двигателя и другие. Это колоссальный прогрессивный шаг для Краснодара. В этом году планируется собрать 10 машин, в последующие годы до 20. Для Краснодара это хорошая цифра, главное, чтобы город и край находили на это деньги.

Наше движение также подняло очень серьезный вопрос — проблему дефицита водителей, которые массово увольняются. Это пример того, что когда какая-то проблема выносится в общественное поле, она через какое-то время неизбежно начинает решаться. Дело в том, что в Краснодаре практически нет молодежи, которая обучалась бы и получала права категории D. А это говорит о том, что у нас неизбежно возникнет дефицит водителей. Пока катастрофа не наступила, надо готовить какую-то программу для решения этой проблемы.

— У вас есть какие-то рекомендации — с чего начинать жителям, которые хотят улучшить общественный транспорт у себя в городе? 

— Для того, чтобы успешно вести защиту общественных интересов в сфере транспорта, кроме желания нужно хорошее знание нормативных документов. На сайте любой городской администрации должен быть опубликован реестр маршрутов — если вы внимательно проанализируете его, то, возможно, как мы когда-то, сделаете для себя много открытий.

Например, мы говорили о том, что на маршрутах частных перевозчиков у нас нет кондиционеров и других удобств для пассажиров. Когда мы открыли реестр, то с удивлением узнали, что на некоторых маршрутах все это входит в обязательства перевозчика — только он их не выполняет, а администрация города закрывает на это глаза.

Мы теперь готовим документы для заявлений в правоохранительные органы, в которых будут указаны претензии не только к перевозчиками, но и к администрации, которая не проводит с перевозчиками никакой работы.

photo_2021-03-10_11-54-35

Самое лучшее — помимо решения стратегических, общегородских задач, по районам города создавать небольшие инициативные группы. Это горожане, которые пользуются общественным транспортом в определенном районе и хорошо знают конкретные проблемы. Недавно мы по такому обращению жителей обсуждали с перевозчиком проблему интервалов на одном из маршрутов, получили адекватную обратную связь. В итоге перевозчик предложил нам провести независимый мониторинг, чтобы убедиться в том, что он эти проблемы решил.

Если у вас в городе нет эффективно работающего контролирующего органа департамента транспорта, как у нас «горячая линия», то необходимо работать самим горожанам. Мы создали паблик, нам часто пишут в личные сообщения и мы консультируем горожан, как вести себя в той или иной ситуации. Составляем жалобы, обращения, которые они направляют в ГИБДД, Ространснадзор, департамент транспорта, прокуратуру, помогаем в дальнейшей переписке.

Помимо локальных проблем, есть общегородские проблемы транспорта, которые выявляются при проведение общих мониторингов. Это цикловой мониторинг, при котором наблюдается движение транспорта по полному кругу. Этот мониторинг позволяет отследить интервалы, соблюдение требований конкурсной документации — класс и технические требования к машинам, например, когда вместо машин на газу на линию выходят дизельные или газовые, но самоделки.

В целом, главная рекомендация — организовываться, объединяться. В планах нашей «Транспортной инициативы»  — изменить устав и стать не городским, а общекраевым общественным объединением. Проблемы надо решать сообща, учиться взаимодействовать с перевозчиками. При последовательной работе в этом направлении рано или поздно такое взаимодействие начинается.

Фото в тексте отсюда
Фото на обложке оттуда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter