НЕ ПАДАЙ ДУХОМ. Погружение в профессию дежурного у эскалатора

 4 353

Автор: Евгения Волункова

.
,

Что делает работник метро в ночную смену, как бороться с дремотой, почему люди падают? Дежурный у эскалатора рассказывает о прелестях, сложностях и нюансах своей профессии.

Текст: Евгения Волункова Иллюстрации: Наталья Пирожкова

9HCNm_7uTCI

— То, что работа дежурного по эскалаторам для пенсионеров – миф. Мне 25 лет, и на эту работу я пошла не от безысходности, а потому, что она перспективная. В будущем я хочу пройти курсы повышения квалификации и стать дежурной по станции.

— Со стороны кажется, что мы сидим целый день в кабинке и ничего не делаем. Народу же мало — чего нам делать? На самом деле это совсем не так. Работа дежурного – нервная, ответственная и тяжелая.

Суть работы

— Моя основная задача – наблюдать за пассажирами и делать объявления по громкой связи. Каждые полчаса нужно проговаривать заготовленные фразы о том, что необходимо держаться за поручень, вставать справа лицом по направлению движения, придерживать длиннополую одежду и прочее. Я стараюсь делать объявления всякий раз, как прибывает поезд. Есть люди, которые оказались в метро впервые и не знают, как себя вести.

— Я работаю на станции метро Московская – это единственная станция с телеуправлением. Если что-то случается, мы связываемся с диспетчером, и он останавливает или выключает эскалатор при помощи компьютера. Если реагировать нужно быстро, я, конечно, могу остановить эскалатор сама. Всегда нужно быть начеку, смотреть и прислушиваться. Любой подозрительный шум – сразу остановка.

— Весь день сидеть, конечно, непросто, а покидать кабинку в необеденное время нельзя. Если захотелось в туалет – надо попросить, чтобы кто-то заменил. Обед у нас длится час. За это время успеваешь покушать, отдохнуть и прогуляться – подышать воздухом.

— Под землей работать тяжело. Мало воздуха, от плохого освещения устают глаза. Постоянный шум приходящих поездов и вибрация от эскалатора убаюкивают. Особенно тяжело зимой: холодно, приходится закрывать кабинку и включать обогреватель. Он уничтожает последний воздух, и бороться с дремотой становится сложно. Первое время я очень уставала – приходила с работы и сразу ложилась спать. Сейчас уже привыкла.

— Закрывать глаза нельзя даже на секунду – в это время может произойти трагедия. По этой же причине нам нельзя читать книги и разгадывать кроссворды. Если чувствуешь, что клонит в сон, можно выйти из кабинки и постоять рядом. Выходить даже полезно: лучше слышишь, как работает эскалатор. У меня однажды была остановка – из ботинка выпал гвоздь и попал в эскалатор. Я услышала шум и вовремя остановила. А могла бы быть поломка.

— Мы — не справочное бюро, но иногда я подсказываю, на какой путь пройти, сколько станций проехать. Правда, если людской поток большой, то не отвлекаюсь.

Про график

— Мы работаем по сменам, по двенадцать часов, два через два. День отработала, потом ночь — и отдыхаешь. Такой график удобный: многое успеваешь сделать дома.

— В ночную смену я мою эскалаторы. Протираю поручни, ступени, мою кабину, площадку и прочее. Первое время всё тело болело, потом ничего — привыкла.

N1IJnbQuKFo

Про падения

— В основном падают пожилые люди. Прижимаются к неподвижным частям эскалатора, встают на одну ступеньку – теряют равновесие или просто оступаются. Чаще всего падения случаются из-за невнимательности и халатности. Вот, например, однажды упала женщина – у нее в эскалатор попала сумка. К счастью, обошлось без травм.

— Ещё одна причина падений – длиннополая одежда. Летом — юбки и платья, зимой – шубы. Был случай, когда у одной дамы полы шубы застряли в гребенке. И шуба сломала зубцы. Женщина кричала, винила работников станции, озвучивала стоимость шубы. Но виновата была она, потому что не выполнила правила безопасности.

— Я стараюсь следить за каждым, кто спускается. За время работы научилась предугадывать будущее – обычно заранее вижу, что человек вот-вот упадет, и успеваю это предотвратить. Но бывает человек сразу — бах! – и падает. И тогда моя задача остановить эскалатор и оказать пострадавшему первую помощь – в кабинке есть аптечка.

— Обычно людей в метро немного – два-три человека на эскалаторе или нет вовсе. Толпа – в будние дни с утра и вечером, а еще в праздники. С одной стороны, когда на эскалаторе толпа – тяжело, с другой – меньше шансов, что кто-то упадет. Почему в Москве небольшая статистика падений? Потому что люди стоят вплотную и придерживают друг друга.

— На мои предупреждения реагируют по-разному. Бывает, едет человек – сумка стоит на поручне. Я говорю: «Возьмите сумку!» – реакции ноль. А потом он подходит и начинает грубить, мол, не указывайте мне, что делать, я сам все знаю! Приходится терпеливо объяснять, почему это опасно. Ну вот нельзя, например, отпускать на эскалаторе детей! Ведь в работе может произойти сбой, и тогда упасть немудрено. Как я могу об этом не предупреждать?

Про зарплату и плюсы

— Заработная плата у нас невысокая, а условия работы – вредные. Поэтому хотелось бы, чтобы платили нам побольше. И все-таки остальные плюсы этот минус перевешивают. Работа перспективная, позволяет расти: можно стать дежурным по станции, оператором, старшим оператором… Важный момент – стабильность. Зарплату выплачивают регулярно, без задержек. За хорошую работу дают премиальные. Вот мне дали премию за то, что я вовремя остановила эскалатор, когда в него попал гвоздь. Работа мне нравится, я никуда отсюда не хочу уходить. Я уверена в завтрашнем дне и строю планы на будущее.

Про людей

— Я еще не доработалась до того, чтобы люди сливались в одну серую массу. Всех замечаю, многих узнаю. С некоторыми мы даже здороваемся. Интересно наблюдать за тем, что люди делают на эскалаторах. И целуются, и детишек кормят, и книжки читают. Я это все не одобряю – не то это место. В метро надо держаться за поручни, а свои дела делать на выходе из него.

— Бывает, люди ведут себя по-хамски. Как-то десять молодых ребят начали беситься в метро – бегали, дерзко себя вели. Мои увещевания не помогли, пришлось вызывать полицию. Вообще, конфликтных ситуаций я не боюсь – будка закрывается на замок, стекло толстое. Если запрусь, никто меня не достанет.

Про коллектив и трудоустройство

— Коллектив у нас очень дружный. Если у кого-то что-то случится – все помогут. Когда у меня в первый раз упал человек, я была в шоке. И меня не оставили одну, помогли. Когда я училась на оператора и потом старшего оператора, терпеливо все объясняли. Даже если я по двадцать раз одно и то же спрашивала – рассказывали.

— Для того, чтобы устроиться, желательно закончить железнодорожный техникум или институт. Но образование не принципиально. Если есть большое желание работать — подготовят и обучат.