,
Русский путешественник Валентин Ефремов первым в мире добрался до Северного полюса на воздушном шаре, пересек Байкал, а на днях совершал подъемы в Богатырской слободе, разговаривал с неизвестными и учил родину любить.
Вообще путешественника Ефремова пригласил в Богатырскую слободу отец Феоктист, чтобы спустить на воду новое судно Змей Горыныч, которое богатырская братия без устали строила более года, но Змей Горыныч оказался волею судеб то ли недокрашенным, то ли что, и спускать его не стали, тем более с помощью «Святой Руси», но богатырский трактор все-таки пригнали, «Кировец». Наверное, лучше рассказать по порядку.
Воздухоплаватель Ефремов появляется на публике совершенно не на воздушном шаре названия «Святая Русь», а за рулем большого, классически черного внедорожника. В духе Богатырской слободы путешественника принарядили в русскую рубаху (вышивка-оберег у горла!), красные шаровары и онучи, в Богатырской слободе вообще всё предельно посконно, и слободинцы немного даже заносятся друг перед другом, кто посконнее. Женщины не выходят в мир без покрытой головы, например, но одно дело простецкий плат, а совсем другое – кокошник или кичка. Кичку знаете? Такая рогатая женская шапка, для торжественных случаев. Иной слободец онучи к кроссовкам вяжет, что недостаточно посконно, а его собрат лапти выбирает всем на радость.
Путешественник Ефремов цепляет к черному внедорожнику вагончик с принтами, в вагончике живет «Святая Русь» и комплектующие. Ефремов не очень доволен полем, где намечены подъемы – трава покошена, но не убрана, и сухие эти шматки сена могут повредить купол, хоть он хороший, прочный, сшит из парашютного шелка в России, а тому же Федору Конюхову шили в Великобритании, но ведь называть британский воздушный шар «Святая Русь» как-то искусственно, да?
«А ведь отец Феоктист велел убрать тут», — слегка ябедничает слободница в коротких сапожках на босу ногу (сафьяновых? были такие у героинь русских сказок) и кокошнике.
Отец Феоктист с посохом в рост здорового человека ходит тут же и призывает дружину сделать что-нибудь со Змеем Горынычем в плане доработки, дружина с готовностью реагирует: в стогу сена лежат ребята, перепоясанные красным, жуют соломинки. Некоторые ребята вокруг шеи украшены мехом. Жарко, но чертовски аутентично. Машет на это безобразие отец Феоктист рукой и взбирается на сцену, исполнять песни патриотического содержания, изобретательно рифмуя слово Россия с разными другими – «сильная», «святые» и даже «ура», и даже – «одна».
Путешественник Ефремов недовольно утаптывает сухую траву, попутно отвечая на журналистские вопросы – в камеру и просто так. Да, путешествовать он хотел всегда и счастлив, что может делать сейчас профессионально. Даже вне маршрутов предпочитает быть ближе к природе и дальше от квадратных метров жилья – как-то зимой поставил в центре Нижнего Новгорода палатку, близ памятника Чкалову, и прекрасно там жил. В квартире тоже ставил палатку, вместо всяких там диванов.
Нет, он путешествует не только на воздушном шаре, но выбирает экстремальные варианты – на собачьих упряжках к земле Санникова, например. Ефремов сильно уважает Север. За две навигации прошел Северным морским путем из Якутска до мыса Дежнева, потом от мыса Дежнева — до Мурманска. В какой-то момент льдина оторвалась, и полярники месяц жили практически без еды. Ничего, справились. Когда есть цель, человек может выдержать многое.В 1993 отправился на Землю Беннета, где два месяца оставался без связи и был спасен полярными летчиками, тоже отчаянными ребятами.
В конце девяностых увлекся воздухоплаванием. Окончил специальные курсы пилотов. После пробных полетов в 1999 году пролетел от Тикси до островов Анжу. Весной две тысячи пятого отправился на Северный полюс. Это очень дорогая экспедиция, стоила миллион долларов. Откуда берутся деньги? Привлекаются партнеры и спонсоры. Как ни удивительно, не для всех людей главное – деньги. Валентин Ефремов уверен в этом. Организовать экспедицию на Северный полюс – это статус и репутация. И да, на Северный полюс Ефремов летал в компании. Точнее, в корзине воздушного шара он находился один, оператор и техник передвигались по земле на снегоходах, где хранилось снаряжение и газовые баллоны для заправки горелки. Зачем горелка? Горелка греет воздух. Горячий воздух устремляется вверх, это называется – конвекция. Оператор иногда садился в корзину вместе с пилотом, чтобы вести хроники. Экспедиция стартовала 12 апреля с архипелага Северная Земля, с острова Средний. 21 мая, преодолев 980 трудных километров, полярники достигли Северного полюса. Первые в мире – на воздушном шаре.
Парадоксально, но когда ты на Северном полюсе, компас севера не видит вообще. Кругом юг. Но ты — на Северном полюсе. Такие дела. Установили столб с указанием расстояния до трех городов — Нижнего Новгорода (3758 км), Москвы (3821 км) и Якутска (3122 км). Это потому что Валентин Ефремов – из Нижнего Новгорода, оператор – из Москвы, а техник из Якутска. Якутск немного поближе к Северному полюсу, чем Москва. Возвращались на вертолете. А опасно на Северный полюс на воздушном шаре? Ну, а вы как думаете? Да нет, особо холодно не было, минус тридцать максимум. Вернее, минимум.
Какие планы у Валентина на ближайшее будущее? В августе под эгидой РГО планирует экспедицию «Воздушный мост Россия-Казахстан-Киргизия». На машинах и воздушном шаре «Святая Русь» пройдут от Нижнего Новгорода до Киргизии. Впервые в истории совершат перелет через озеро Иссык-Куль и Аральское море. Маршрут экспедиции составит 3615 км в один конец.
Ефремов убирает прямые белые волосы со лба; он двигается очень легко, ещё не как животное, но уже и не как человек.
Отец Феоктист сообщает меж тем, что прибыл богатырский трактор («кировец», К700). «Дружина, — командует отец Феоктист, — все к Змею Горынычу!» Змей Горыныч – это такая ладья. Ладья выглядит недостроенной. Две из трех голов Змея Горыныча оформлены схематично, будто бы это скелеты змея, а плоти не наросло ещё. Пасть одной головы распахнута гостеприимно, торчат зубы. Копошатся дружинники с инструментом в руках. Хочется восклицать что-то в духе: «Выше стропила, плотники!», но как-то неудобно. Богатырский трактор оттаскивает Змея почему-то к воротам в Слободу. За околицу, сказала бы женщина из местных в кокошнике. У околицы торгуют деревянными лошадками, браслетами из натурального камня и медовухой, хоть алкоголь у богатырей под запретом. К слову, лошади в Слободе не только деревянные – вот пасутся две небольшие, хорошенькие, хвосты-гривы расчесаны, копыта стучат ритмично. Духовно-культурный кремль, как ни крути.
Воздушный шар оказывается очень большим. Разложенный на траве, он занимает примерно половину футбольного поля. Парашютный шелк трех цветов – белого, синего и красного. Корзина сплетена из ивовых прутьев, подбита кожей грубой выделки. Нижняя часть купола сделана из огнеупорного брезента и называется – фартук.
Ефремов раскочегаривает газовую горелку, из патрубка вырывается с шумом рыжая струя пламени, Ефремов ею ловко управляет, вращая направо-налево, и тут происходит чудо. Обыкновенное чудо: огромный, с половину футбольного поля, воздушный шар наполняется горячим воздухом, приобретает форму и поднимается с земли, загораживая злое солнце. Даже если вы насквозь прожженный циник и любите повторять, что патриотизм – последнее прибежище негодяя, то наблюдая за «Святой Русью», грандиозно встающей перед глазами, встрепенетесь, покроетесь мурашками и мысленно споете куплет из гимна. Со старыми словами, потому что запоминать новые желания нет.
Отец Феоктист и так-то был проникнут патриотическим духом, а тут просто растерялся от масштаба происходящего. Посохом стукнул, руки простер, встал перед шаром и велел себя дружине фотографировать, чтобы «Святая Русь» ему фоном.
Гости Слободы тоже с удовольствием делают групповые портреты и селфи на фоне Ефремова, а потом выстраиваются в очередь, чтобы прокатиться на шаре с ветерком. «Святая Русь» сегодня в свободный полет не отправится, тремя канатами прочно приаттачена к опорам, канаты натягиваются и первая малая порция новоиспеченных воздухоплавателей взмывает в небо.
Пожилой мужчина декламирует Есенина, оттуда, сверху: «Если крикнет рать святая, брось ты Русь, живи в раю, я скажу, не надо рая, дайте родину мою!» — и это кажется вполне уместным, полным значения и смысла.
Чтобы сложить, сдуть шар, надо многим-многим людям крепко удерживать корзину на земле, а многим-многим другим людям – тянуть за специальный трос, уцепиться руками, занять устойчивую позицию и держать из всех сил, а потом схлопывать купол, выгоняя воздух. Тоже, знаете, объединяет. Вот так и получилось, что путешественник и первопроходец Северного полюса Валентин Ефремов не просто дал мастер-класс каботажных полетов на воздушном шаре, но и научил любить Родину. Точнее, напомнил, что родина у нас одна, и другой не будет. Так уж получилось.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»