,
Сегодня мы хотим вам рассказать о единственном на территории Безымянки общедоступном музее и том районе, в котором он находится.
Так уж повелось, что львиная доля городских музеев сосредоточена в историческом центре. Но неужели промышленной Безымянке нечем ответить старой Самаре?
По счастью, один музей, притом весьма интересный, на ее территории есть. Это Поволжский музей железнодорожной техники ОАО РЖД на улице Литвинова, 332. Прежде чем рассказать о нем, совершим небольшой исторический экскурс.
Железная дорога еще в XIX веке сделала Самару крупным транспортным узлом, заметно ускорив экономическое развитие города. Да и Безымянка как район в первые десятилетия своего существования была неразрывно связана с железной дорогой, лишь в 1940-х сменив вектор развития в сторону авиации. Эвакуация предприятий в Куйбышев была немыслима без железной дороги.
Если взглянуть на немецкую схему Куйбышева 1943 года, можно увидеть, что вся территория нынешнего Юнгородка усеяна железнодорожными линиями. Все они имели сугубо промышленное назначение. А вот пассажирский железнодорожный транспорт, увы, запоздал.
9 марта 1944 года была начата электрификация 13-километрового участка Куйбышев-Безымянка, который был введен в эксплуатацию 7 ноября 1944 года. Первый поезд от нынешней станции Самара до платформы Мирная проделал столь важный тринадцатикилометровый путь.
По нему курсировали 25 электричек, в сутки перевозившие до 50 тысяч пассажиров. На линии работали электропоезда Сд 035.
Ныне один из них – экспонат музея железнодорожной техники. Один из нескольких десятков. Здесь есть на что посмотреть: от первого скоростного электропоезда ЭР200 до мотодрезины ТД-5, прозванной в народе «бешеной табуреткой».
Сам музей железнодорожной техники расположен в поселке Восточный, который сохранил свое название с военных лет. Правда, в народе он более известен как Негритянский. Такое странное прозвище он получил из-за того, что рядом располагался алфальтобетонный завод, сильно загрязнявший атмосферу: «Белье нельзя развесить во дворе, все сразу покрывается слоем пыли», – жаловалась одна из жительниц поселка на страницах газеты «Волжская Заря».
Но вернемся в самому поселку Восточный. Жили в нем преимущественно рабочие авиационного завода №1 им. Сталина (ныне – РКЦ «Прогресс»). Границами поселка служили Зубчаниновское шоссе, Конный проезд и улица Литвинова. Застройка поселка была барачной и одноэтажной. Внутреннее строение жилища было самым простым: входы с торцов здания и общий коридор, по обеим сторонам которого – жилые комнаты на одну семью. Условия спартанские, особенно если учесть, что бараки просуществовали вплоть до начала 1970-х годов.
В Восточном поселке имелся свой клуб, который назывался клубом Юнгородка. Увы, фотографии этого очага культуры не сохранились. Был здесь и свой стадион.
Упоминание о нем мы нашли в мемуарах футболиста «Крыльев Советов» Евгения Гецко. Оказывается, в конце 1950-х годов нынешний Негритянский поселок его жители именовали «Лондоном», а на здешнем футбольном поле проходили принципиальные дерби между командами Куйбышевского авиационного завода и «Прогресса»:
«Футбольное поле больше напоминало пустырь, рядом с которым стоял барак, на половине которого жили люди, а во второй половине располагались наши раздевалки. Все коммунальные удобства находились на свежем воздухе, в том числе и душ с холодной водой».
Восточный поселок был полностью зачищен от бараков в первой половине 1980-х годов. Тогда же ему хотели дать имя «Звездный», но это название так и не прижилось.
Читайте по теме:
Фото обложки: Инга Пеннер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram