ГИК МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ. В Самаре пройдет всероссийская выставка авторского комикса

 282

Автор: Редакция

Хипстеров у нас на Волге навалом, но и настоящих гиков тоже немало. Специально для них с 19 по 31 августа в Самаре будет проходить Выставка авторского комикса. Первое (на самом деле, уже второе) большое мероприятие в истории города для тех, кто любит комиксы, мангу и всё с ними связанное.

buyanovЧтобы прояснить для себя и читателей, чего и кого на выставке стоит ждать, а также какова судьба комиксов в нашей стране и можно ли организовать в нашем городе собственный Старкон или КомикКон, мы решили поговорить с Константином Буяновым. Одним из организаторов этого фестиваля, ветераном “Черного Дракона”, редактором сайта и паблика “Geekster”.

 

 

Текст: Вадим Кузнецов

— Любой разговор про комиксы неизбежно начинается с неуклюжих попыток тему разговора оправдать, добавить ей серьезности и глубины…  

— Да, и это очень грустно. Грустно и обидно. Многие люди до сих пор уверены, что истории с картинками пишутся исключительно для тупых. А это отдельный, дополнительный язык, где совершенно свое уникальное отношение и ко времени, и к пространству. Например, манга тем и известна, что некоторые события, очень короткие по протяженности (буквально несколько минут в реальном времени), растягиваются в повествовании…

— Лет на пять…

— Да! И это очень сильный приём. Собственно, кино очень многое взяло из комиксов  и продолжает брать по сей день. Взять, для примера, фильм “Скотт Пилигрим против всех”.

У нас в клубе есть такая вещь как “Комикс-битва”. Это когда нужно нарисовать стрип из четырех картинок. При этом каждый рисунок (как в буриме) делает новый человек. Первый рисует начало, второй — развитие, третий — продолжение, а четвертый — завершение сюжета. Особых шедевров пока создано не было, но уже заметен явный прогресс. С каждой пробой пера участники лучше начинают понимать для себя, как правильно и лаконично передать сюжет и идею в несколько простых набросков.

— Расскажи подробнее про самарский комикс-клуб.

— Он возник, собственно, совсем недавно, этой весной. И собирается теперь каждую третью неделю в областной библиотеке на втором этаже. В отделе искусств. Мы организовали его с Сашей Козловым из «Авторского Комикса». Саша вернулся в прошлом году из армии и понял, что нужно что-то менять. Один большой ивент в год — это слишком несерьезно. Теперь вот собираемся на регулярной основе, обсуждаем новости и не только, проводим небольшие конкурсы.

— Один большой ивент — это самарская Выставка авторского комикса?

— Первая Выставка состоялась прошлым летом и носила скорее ознакомительный, экспериментальный характер. Мы организовали её для популяризации жанра в галерее “Новое пространство”. К нам приехали популярные московские художники Богдан и Евгений Федотов из проекта «Стриплайн». Было весело и интересно.

— Организация больших гиковских ивентов для тебя не впервой. Ты был несколько лет одним из оргов «Черного дракона». Как утверждают, все еще одного из крупнейших подобных фестов в нашей стране. Расскажи про этот опыт. 

— Третий ЧД был первым, в котором я непосредственно участвовал. Вскоре после этого Yuji решила завязать с организацией, и я предложил взять на себя её функции. Несколько лет активно занимался организацией, в прошлом году — перестал. Вряд ли это отрицательно отразилось на судьбе фестиваля. Он, вроде бы, прекрасно функционирует и сам по себе, а у меня теперь совершенно другие интересы и планы. Вот, например, Выставка.

— Давай теперь подробнее о ней тогда… 

— Первая Выставка была пробной, на второй мы ставим совершенно иные задачи. Мы планируем организовать нечто уровня питерского Старкона. Большую фанатскую ярмарку, где каждый желающий мог бы приобрести что-то редкое, коллекционное, и пообщаться с приезжими знаменитостями. Потом прийти домой, поставить на полочку свежее приобретение и ощутить, что приобщился к чему-то новому и интересному. Мол, теперь он — читатель комиксов.

На выставке примут участие все основные российские издательства комиксов и большинство из них будут представлять люди, которые непосредственно с ними работают. Снова обещают быть от “Стриплайна” Богдан с Евгением. Второй будет представлять на этот раз еще и издательство “Bubble” (от ред: Евгений Федоров — якутский, а ныне московский художник, автор комикса “Якутия” и стрипов “Якутия для тех, кого там нет”).

z_4b73e323

y_ed6d39ff

Будет, вероятнее всего, известный видеоблогер Kamikaze_d. Он будет представлять проект “Блюстители” как продюсер. Будет, собственно, и непосредственный автор “Блюстителей” Рома.

0NrRbCoqkcM

Обещают приехать создатели DreadCore от издательства 42. Создательница проекта “Коробка Алисок”. Еще много известных людей, но говорить об этом пока рано. До начала больше месяца, многое может измениться.

dreadcore-anamnes-1-screen-1

Мы, например, второй год пытаемся вытащить к себе автора “Undertow” Артема Траханова, но у него серьезные проблемы со временем. На этот раз он нам даже маскота для постера нарисовал, но приехать пока не обещает. Возможно, организуем с ним видеовстречу на тему “Как пробиться русскому художнику на западный рынок”.

8INaMM7VlKK_9zU7HUd9PA-article

— Русские художники пробиваются на Запад, а что с интересом к комиксам в нашей стране?

— Интерес к комиксам в нашей стране циклический. Он возникает, развивается, потом по причине всевозможных сложностей затухает, становится почти незаметным, потом заново возрождается. И длится это уже далеко не первое десятилетие. Лет десять назад у нас пытались первый раз издать комиксы про “Хеллбоя”. История известная, с печальными нюансами. Сейчас пытаются издавать снова, и опять с начала, но уже выпуск за выпуском.

В свою очередь, первые большие попытки внедрить новый язык на собственном материале были предприняты еще в начале 90-х. Есть у меня, например, комикс 1993 года “Андрей Брюс, агент Космофлота” по произведениям Булычева. Интересная штука, хотя по нашим временам и устаревшая.

В этом же месяце на русском выходит “Сага” Брайана Вона. Вещь совершенно универсальная, практически для всей семьи. Первый комикс, который будет, наверное, совершенно не стыдно купить и показать родителям.

— Говоря про “Сагу”, неизбежно возникает вопрос о цензуре. Времена в нашей стране ныне смутные. Запрещать любят даже невинные шалости, а “Сага”..

— А “Сагу” случайный покупатель (и уж не дай бог депутат) откроет в книжном магазине, а там почти на первой странице двое взрослых людей с телевизорами вместо голов занимаются сексом… Ну, ты же прекрасно понимаешь, что подобные вещи у Вона не для эпатажа или морального разложения, а просто чтобы подчеркнуть, что перед тобой история для взрослых.

f04ea603c6faeb53e03c80aa7ef3726e

Честно говоря, особого всплеска цензуры я не опасаюсь. У нас все подобные прецеденты длятся обычно очень недолго. Вот была известная история про мангу “Тетрадь смерти”, когда после самоубийства одной юной читательницы ее активно изымали из российских магазинов.  Совсем недавно прочитал, что инцидент исчерпан, “Тетрадь” амнистировали. Пошумят, через полгода начисто забудут и снова успокоятся.