,
Мы завершаем цикл материалов о заброшенных дореволюционных храмах Самарской области.
Это рассказы об истории зданий и населённых пунктов с воспоминаниями местных жителей.
Пятая и последняя серия от корреспондента ДГ Маши Губановой о храме в честь иконы Божией Матери «Казанской».
Клявлинский район богат на заброшенные дореволюционные храмы. Мы уже писали про церковь в село Сходнево. Ещё одна находится в селе Иваново-Подбельское. Вернее, около него.
Асфальтированной дороги к селу нет: чтобы до него добраться, нужно несколько километров проехать через поле подсолнухов. Слева от дороги нетрудно заметить возвышающееся строение. Это колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери.
Рядом с церковью находится сельское кладбище. Небольшое, даже не огороженное, но места некоторых захоронений ухожены. Кто-то всё же сюда приезжает.
По данным на 2010 год в Иваново-Подбельском проживал один человек. В 2022 году он умер. Теперь деревня находится в полном запустении. Да и деревней её уже не назовешь. Вдалеке виднеется только один домик.
Не так давно, зимой 2023 года, у церкви была цела алтарная часть. Сейчас же она лежит у колокольни грудой камней, сверху прикрытой досками. Когда-то они служили крышей.
Колокольня сохранилась хорошо: карнизы, кронштейны и узоры — всё на месте. Даже крест никуда не делся. Не похоже, что всё это тоже вот-вот может обрушиться.
Раньше село Иваново-Подбельское было просто Подбельским. В 1810 году здесь построили «холодную церковь» из тёсаного природного камня. Поначалу в храме было два престола, но в 1900-м году упразднили престол во имя Михаила Архангела.
Приходской школы при церкви не было: в начале XX века в деревне проживало чуть больше ста человек и не было помещения для занятий.
К приходу относились четыре соседние деревни: Шаталовка, Ивановка, Сухоречка и Балахоновка. Первая сейчас входит в Оренбургскую область. В Сухоречке на 2010 год проживало всего 11 человек, в Балахоновке — 292, а Ивановка исчезла.
Ни в одном населённом пункте нет собственного прихода, а ближайшая к деревне церковь находится в селе Старый Маклауш.
В начале 1930-х храм был закрыт, священника арестовали и репрессировали. Три года он провёл в лагере.
Почти сразу же церковь переоборудовали под зерносклад, а после войны сняли крышу. Куда делось всё церковное имущество — неизвестно, но ходят легенды, что оно зарыто у стен храма. Это притягивает в Иваново-Подбельское черных копателей. В 2011 году они взорвали южную стену церкви.
Почему окончательно разрушилась алтарная часть — тоже неизвестно, но, возможно, и она пострадала от рук искателей сокровищ. А может быть, просто не пережила снежную зиму.
Вокруг храма заросли травы и крапивы. Подобраться к нему с другой стороны от поля подсолнухов довольно сложно, но возможно. Там, за разрушенным алтарём, прямо в крапиве, покоится купол, который и венчал алтарь.
Там же, среди поросшего сорняками поля, в одном месте рассыпано несколько белых цветков и два рыжих красоднева. Перед ними стоит металлический крест, а прямо за ними — каменное надгробие.
Место сильно заросло травой, поэтому сразу даже не понятно, что здесь находится захоронение. На это явно указывают разве что крест на камне и цветы, по неизвестной причине выросшие посреди поля.
По бокам от большого камня ещё два маленьких, даже не сразу заметных, на них тоже выгравированы кресты. Кому принадлежат эти надгробия и кто высаживал на месте захоронения цветы — тоже пока не установлено. Да и вряд ли уже когда-то будет.
История заброшенной церкви в Дергачах: фрески, козы и вечная реставрация.
Церковь «Неопалимая Купина» в Никольском: невосстановленный ОКН и богослужения в разрушенном храме.
Разрушенная церковь Михаила Архангела в Павловке: волонтёрские экспедиции, раскопки и спрятанные фрески.
Церковь Троицы Живоначальной в Сходнево: село из десяти дворов, арест священника и крапива по колено.
Фото автора
Следите за нашими публикациями в Telegram наканале «Другой город» и ВКонтакте