САМАРА ПОДНЕБЕСНАЯ. Что китайцы забыли в Самаре
1 991
Разговоры про активное сотрудничество Самарского региона с Китаем идут уже много лет в форме неспешной и ленивой беседы. “Когда дружить начнём? — «Давайте лучше завтра. Или, быть может, послезавтра”. И потому китайские делегации до сих пор отправлялись караванами в Казань, Нижний или Уфу, оставляя наш город где-то за пределами тренда. А на прошлой неделе вдруг взяли и понаехали.
Текст: Вадим Кузнецов
Сначала на “Иволгу” приехала делегация студенческих активистов из Китая, потом к ней присоединилась «рыба покрупнее» — посол КНР в России Ли Хуэй, член Госсовета КНР Ян Цзечи, а также вице-мэр Чунцина Лю Цян. Наш губернатор (точнее сказать, его врио) тоже активировался и провозгласил основы новой самарской-китайской дружбы.
Дружить с Самарой будут две китайские провинции — Аньхой и Хубэй, а также город Чунцин. Договор о сотрудничестве (юридическом, культурном, научном) Самара и Чунцин уже подписали. Согласно ему на базе СамГУ будет создан китайский культурный центр, на территории области появится крупное фармацевтическое производство, завод по производству дрожжевой и сахарной продукции и кое-что ещё не менее важное.
А теперь в двух словах про наших новых друзей. Чтобы не возникало ощущения, что китайцы для Самары — новые таджики.
Чунцин. Город центрального подчинения
Город с населением в 8 миллионов человек (если со всеми пригородами — 29 миллионов). Из-за столь большой плотности китайцев на один квадратный метр Чунцин является не провинциальным центром с провинциальным подчинением, а городом центрального подчинения.
Чунцин — одна из главных азиатских столиц тяжмаша, химпрома и автопрома. В городе 5 заводов по выпуску комплектованных автомобилей и более 400 заводов по производству автомобильных деталей. 1000 НИИ и 25 вузов. Еще здесь собирают почти все китайские кондёры, но это уже мелочи. Куда интереснее рассказать про метро.
Строительство метрополитена в Чунцине началось в 1999 году, и на сегодня построили и запустили уже 143 (!) километра, из которых 72 километра — монорельс. Самый, кстати, длинный на планете.
Аньхой. Город-курорт
Область на востоке Китая, известная тем, что расположена на берегах большой реки Янцзы, неподалеку от легендарных горных массивов Цзиньтин. В прежние годы была известна зерном, последние десятилетия — машинстроительными заводами. Одним словом, брат-близнец (или сестра) нашей с вами Самарской области, пусть и с населением в 60 млн. человек вместо наших полутора.
Дружить с нами (в первую очередь с СамГУ) решили три местных вуза — Аньхойский универ, Аньхойский педунивер, Аньхойский политех. У каждого — крутая репутация и примерно сто лет в бизнесе. Студентов в Аньхойском универе — 28.000 (из них 7.000 — те, кто получают “вышку”, будучи уже в возрасте). Для сравнения, в СамГУ студентов — около 11.000.
Подобно Самаре Аньхой претендует на звание города-курорта (горы, вода, всевозможные древние селитьбы), поэтому на базе универа уже несколько раз проходили сьезды президентов студсоветов со всей страны. Хойский летний лагерь, куда отправят в этом году десяток самарских студентов, модное место среди иностранных студентов.
Хубэй. Город девятиглавых птиц
Реки, горы, дамбы, водохранилища. А еще сельское хозяйство, тяжмаш, добыча полезных ископаемых. Население провинции — 58 миллионов человек. И всем есть, чем заняться. Жителей Хубэя называют «девятиглавыми птицами» (это мифологический персонаж типа нашего Горыныча). В том смысле, что бешеные, борзые и не убиваемые.
Еще в столице провинции Ухани восемь лет назад построили линию для нового скоростного поезда по маршруту «Ухань-Гуанчжоу». До сих пор самого быстрого поезда в мире. Говорят, разгоняется до 394 километров.
_____________________________________
Что получится из этой Самарско-китайской дружбы, нам ещё предстоит узнать. Но так или иначе, теплые отношения с кем угодно — дело хорошее.