ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, РЕКА
100 лет истории самарских пристаней и речных вокзалов в 10 фото
2 935
,
13 декабря стало известно, что в следующем году должен быть разработан проект капитального ремонта причалов Речного вокзала. Всего на работы должны потратить около 14 миллионов рублей. Речной вокзал, который начали строить в 1969 году, никогда не реконструировался. По случаю перемен «Другой город» решил вспомнить, как менялся облик пристаней и речных вокзалов в Самаре за последнее столетие.
Текст: Андрей Кочетков
![rv00](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv00.jpg)
100 лет назад, в эпоху расцвета российского капитализма единого речного вокзала в городе не было. Вся волжская береговая линия города была утыкана пристанями. В основном, они были сконцентрированы между современными улицами Венцека и Льва Толстого.
![rv00](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv001.jpg)
Пассажирские перевозки по Волге век назад были развиты больше, чем в наши дни. И самарские причалы не простаивали без дела.
![rv01](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv01.jpg)
Самые роскошные пристани были у ведущих российских пароходств того времени — «Кавказ и Меркурий», «Самолёт» и «Русь».
Уже в те годы были развиты и туристические речные круизы. В начале XX века на страницах СМИ можно было встретить, например, рекламу следующего содержания: «Пароходство А.А. Зевеке приглашает в путешествие между Рыбинском, Нижним Новгородом и Астраханью. Пароходы, за исключением двух, освещаются электричеством! К вашим услугам двухэтажные пароходы американского типа «Миссисипи», «Колорадо», «Ниагара», «Миссури», «Княжна Татиана»!»
![rv02](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv02.jpg)
Но большинство самарских пристаней имели вид «попроще». Например, эта под нынешним Вилоновским спуском.
![rv03](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv03.jpg)
В 1930-е годы, когда речными перевозками стало заниматься только государство, назрела необходимость построить единый речной вокзал. В 1935 году начало строиться деревянное здание вокзала по проекту архитектора Леонида Волкова, который спроектировал в нашем городе ряд зданий. Самое известное из них, пожалуй, Дзержинка.
![rv05](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv05-1024x656.jpg)
Здание было построено между улицами Некрасовской и Ленинградской.
![rv04](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv04.jpg)
Новое здание вокзала, открытое в 1936 году было одной из самых интересных построек Куйбышева в стиле неоклассицизма, также известного как сталинский ампир.
![rv05](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv051.jpg)
Спускавшихся к вокзалу пассажиров встречали фигуры советских вождей.
![rv06](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv06.jpg)
В процессе развенчания культа личности была демонтирована не только скульптура Сталина, но и почему-то Ленина. А на месте, где стояли исполинские вожди, появились киоски.
![rv07](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv07.jpg)
В 1969 году по соседству со старым начало строиться новое здание речного вокзала.
![rv08](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2013/12/rv08.jpg)
После того, как новое здание речного вокзала было введено в эксплуатацию летом 1971 года, в 1974 году деревянный речной вокзал был снесён.
С момента начала работы вокзала прошло более 40 лет, и его инфраструктура изветшала. Уже в следующем году в неё начнут вдыхать новую жизнь. Кстати говоря, наш речной вокзал — единственный на Волге, использующийся до сих пор по своему прямому назначению.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте