ЖГИ ЕЁ!

Как правильно отпраздновать Масленицу

 1 981

Автор: Антон Черепок

.

,

Каждый год в конце зимы в жителях России просыпается дух языческих предков, и, несмотря на мольбы и угрозы МЧС не создавать пожароопасную ситуацию, во дворах и на площадях пылают чучела антропоморфной формы.

К сожалению, даже такой древний языческий обряд не избежал коммерциализации и многие поддаются слабости, покупая готовые чучела. Мы же решили написать первую инструкцию по изготовлению настоящей Масленицы, чтобы проводы зимы прошли в соответствии с правилами.

Нашим экспертом стал заведующий фольклорной секцией Самарского центра русской традиционной культуры Андрей Давыдов, много лет собирающий традиции и обряды, присущие нашим краям.

Жечь или не жечь?

circle (1)Андрей Давыдов:

— Во-первых, у нас, в Самарской области, чучело было далеко не везде. Жечь чучело на Масленицу — это стереотип. В некоторых сёлах просто сваливали солому в кучи и жгли. Сжигали старые вещи — считалось, что таким образом мы избавляемся от старого и переходим к чему-то новому. И далеко не всегда это была фигура Масленицы.

Во-вторых, если всё-таки было чучело, то его тоже наряжали в старые изношенные вещи, в разное тряпьё. Масленицу могли просто повозить по селу, спеть масленичные песни, а потом вывезти на пустырь и просто растащить, растоптать.

Традиционно считается, что если делали голову, то делали её обезличенной, то есть без лица. Вообще, у традиционной куклы очень поздно появилось лицо: якобы считалось, что рисование лица копировало какого-то человека. Тут есть некий ритуальный момент (вспомнить даже куклы Вуду) — на куклу можно сделать наговор. Так что куклу или чучело старались обезличить, чтобы душа в ней жить не могла.

У наших соседей в Ульяновской области, в Корсунском районе была традиция делать большую куклу Масленицы, наряжать в лохмотья и везти её на разукрашенных санях по улицам села. Вез её так называемый Дед. Это был мужик, который наряжался в старика, надевал бороду из пакли, шапку набекрень. Он возил Масленицу по улицам и так оповещал всех, что праздник начинается.

Символика, обряды и блины

Кожин Семён Леонидович - Масленица.Проводы Зимы
Л.С. Кожин — «Масленица. Проводы Зимы»

Если не вдаваться в подробности и не расписывать всю глубину обрядов, то суть Масленицы можно объяснить празднованием окончания зимы и начала весны. Сюда вплетается и тема начала новой жизни, а значит, отказ от всего старого.

Кроме того, древние языческие обряды переплелись с православием, и масленичная неделя считается мясопустной, когда верующие готовятся к Великому посту. Однако можно было есть яйца, масло, сыр, всевозможные пироги, и среди прочего были блины, которые только недавно стали считаться особенным блюдом.

Андрей Давыдов:

— Блины — это тоже стереотип, они не являются исключительно масленичной атрибутикой. Во-первых, блины не жарили, как сейчас, переворачивая на сковородках, а пекли в русской печи, блин был достаточно толстым. И никогда не считался символом Солнца, как сейчас принято думать.

Их пекли не из пшеничной муки, которая была достаточно дорогая, а из гречишной с добавлением других круп — и блин получался чёрно-коричневым. Это уже в позднее время Куприн сравнил его с Солнцем, и пошла эта катавасия.

Масленичных песен не так много. У нас на территории Самарской области в этих песнях нет ни слова про Масленицу. Но их пели, когда молодёжь каталась на санях.

Одной из любимых тем была свадьба, когда молодые пары сажали на сани и катали по деревне, показывая красивых молодожёнов. И им пели лирические песни, которые считались масленичными.

В соседних областях пели, например, такую песню:

Запрягу я кошку в санки и поеду до кумы Наталки.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня! (то есть до Пасхи)

Запрягу я бугая, куда люди, туда я.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня!

Едут люди по сено, болит мое колено,
Едут люди по дрова, болит моя голова.
Едут люди по горелочку, а я с ними помаленечку!

Как сделать чучело?

В. Б. Котляров «Масленица. Проводы зимы»
В.Б. Котляров — «Масленица. Проводы зимы»

Несмотря на то, что в разных регионах Масленица отмечалась по-разному, сейчас самым популярным обрядом считается сожжение чучела. В тех регионах, где практиковалось подобное, необходимыми признаками Масленицы была человекоподобная конструкция, имеющая ярко выраженные женские формы.

Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили верёвками голову и руки. Большую грудь делали из соломенных жгутов. Главное, чтобы внешние признаки были комично преувеличенными, а сама фигура должна была быть как можно больше.

Самым же популярным и доступным способом изготовления Масленицы в современных условиях считается использование деревянной крестовины, на которую наматывается либо солома, либо, что сейчас актуальнее и доступнее, старые газеты. Всё это крепится к крестовине бечёвкой. Разумеется, никакого скотча, полиэтиленовой плёнки и других химических материалов быть не должно.

Голова, несмотря на соблазн нарисовать глаза, рот и щёки, у настоящей Масленицы должна быть обезличена. Одежда Масленицы — старая и ветхая.

Ну, и напоследок посоветуем соблюдать технику пожарной безопасности и умеренность, ведь после Масленицы наступает рабочая неделя, а для кого-то ещё и Великий пост.

Иллюстрация обложки: А. Брусилов. «Масленица»