Возможные риски «АвтоВАЗа» от последствий «специальной военной операции» и санкций
1 913
Продолжаем цикл публикаций, где оцениваем возможные риски Самарской области от «специальной военной операции» и санкций. В этом материале — «АвтоВАЗ».
Крупнейшее предприятие Самарской области с выручкой 257 млрд рублей в 2020 году и 34 тыс. сотрудников в понедельник, 28 февраля, приостанавливает работу на несколько дней.
Официальная причина – недопоставки электронных компонентов, от которых предприятие страдало в течение всего 2021 года. Речь идет о блоках систем ABS и ESP, выпускаемых на самарском заводе Bosch (ООО «Роберт Бош Самара»), на которые, как пишут авторы паблика «Нетипичный АвтоВАЗ», «дефицит чипов оказал значительное влияние».
В 2021 году компания уже несколько раз приостанавливала работу всех трех линий по производству автомобилей из-за нехватки комплектующих. Московский завод «Renault Россия» также остановит производство с 28 февраля по 5 марта в связи с перебоями в поставке комплектующих.
Дефицит повлиял на снижение объемов продаж «АвтоВАЗа» – в ноябре 2021 года они сократились на 30,7% относительно ноября 2020 года, в декабре на 26,6%. Удачное первое полугодие 2021 года позволило предприятию не только сохранить, но даже увеличить на 2,2% итоговые объемы продаж – 350 тыс. автомобилей Lada – и остаться лидером российского рынка. В январе 2022 года сокращение продаж замедлилось до 17,4%, однако полностью оно вряд ли компенсируется.
Полупроводниковый кризис продолжит негативно влиять на поставки компонентов автоэлектроники от Bosch для «АвтоВАЗа» до конца 2022 года, сказал в интервью «Интерфаксу» президент Bosch в России, Украине, Белоруссии, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе Штеффен Хоффманн.
Какой вклад в этот дефицит внесут санкции, неизвестно. Пока официальных ограничений на поставки электронных компонентов для потребительских товаров, производимых в России, нет. Тем не менее, руководитель Renault Group Лука де Мео в интервью изданию Financial Times 24 февраля 2022 года заявил, что новые санкции против Российской Федерации из-за ситуации на Украине могут ударить по автомобильной промышленности и даже привести к остановке сборочных предприятий. Предприятия могут пострадать от финансовых санкций, а также от ограничений на поставку комплектующих из-за рубежа.
В 2021 году президент «АвтоВАЗа» Николя Мор оценивал уровень локализации автомобилей LADA от 50 до 90% в зависимости от модели. Таким образом, от 10 до 50% комплектующих – импортные. В феврале 2022 Николя Мор заявил, что на «АвтоВАЗе» изучают тему альтернативных поставщиков из-за санкционных рисков.
Экономика Самарской области зависима от «АвтоВАЗа». Выручка только самого завода составляет 16% валового регионального продукта, не считая региональных «смежников». В 2008 году во время рекордного – на 18% — падения ВРП Самарской области именно потери «АвтоВАЗа» внесли самый существенный «вклад».
«АвтоВАЗ» выпускает автомобили Lada и Renault. Производственные площади компании находятся в Тольятти и Ижевске. Владельцем 100% российского автопроизводителя является голландская компания Alliance Rostec Auto B.V. — СП «Ростеха» (32%) и Renault Group (68%).
Почитать о том, сколько может потерять «Тольяттиазот», можно в нашем материале.
Автор текста: Юлия Петрова
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter