ПОЧТИ ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Владимир Аветисян и его демо-версия музея рок-н-ролла
381
В Музее Модерна презентовали музей рок-н-ролла. Его создает с «маленькой помощью своих друзей» Владимир Аветисян. Кстати, удивительно, что эта строчка из очень известной песни The Beatles не стала лейтмотивом презентации. Сам Владимир Евгеньевич выглядел, правда, ближе к стилю country — рыжие сапоги, очень синие джинсы и очень белая рубашка. В основе музея его коллекция музыкальных раритетов. Некоторые из них были представлены в Музее Модерна. Честно говоря, вещи интересные и подобраны со вкусом, но я ждал чего-то легендарного. Какой-нибудь клептоновской гитары — Fender эпохи Cream или Les Pаul из времен сессий Роберта Джонсона и «Ride with a king». Наверное на таких инструментах Владимир Евгеньевич играет сам и в музей их отдавать не торопится. Не очень понятно, надо ли расценивать представленные экспонаты как основу коллекции или просто как демонстрацию общего уровня?
Текст: Илья Сульдин
Если перечислить всё представленное — несколько гитар, автографы, отпечатки рук и личные вещи, — то это и получается седьмой музей рок-н-ролла то ли в мире, то ли в России. Последнее верней, потому что до музея этому набору удивительных и несомненно бесценных вещей еще далеко. Да, конечно, личная гитара Леннона (а в запасниках у этого музея, уверен, будет очень много ценного и личного) «вытащит» любую экспозицию, но, судя по заявленному, цели все-таки стоят немного другие. Поэтому позволю себе совет постороннего. Концепция ведь представлялась не просто для всеобщего одобрения и восхищения, j’espere. Так получилось, что я лично знаю всех участников этого проекта и не сомневаюсь в их доброй воле и намерениях, но… чтобы это стало музеем, нужно пригласить хотя бы одного музейщика. Человека с опытом создания не разовых выставок, а настоящих музеев. Не будем обсуждать глубину выступления Саморукова и Зацепина. Никакой концепции музея мы на презентации не увидели. Образ через предмет (или объект?) и классический музей современного искусства — это только звучит красиво, никакого выставочного пространства эти фразы не формируют. Содержание и содержимое музея — это действительно важный вопрос, ответа на который нет, хотя внешне он очевиден. Битлз — они такие великие, что говоря о них мы можем говорить обо всем, потому что они на все повлияли. Возможно, что все проблемы создания пространства музея разрешит Дима Храмов, берущийся за задачи любого профиля и решающий их. Но, по моему глубокому убеждению, чтобы делать музей, хорошо бы иметь в команде именно музейщика. А не двух кандидатов-филологов. Тем более, что сейчас есть прекрасные примеры современных интерактивных проектов именно такой рок-н-ролльной тематики. Это и выставка Боуи, которая сейчас с успехом поехала по Европе, и панковский проект, показанный в MoMA, и юбилейная выставка к 70-летию Сержа Гензбура в Париже. Впрочем, и стационарных музеев рок-н-ролла в мире немало.
Есть на что посмотреть. Посетителям же презентации в качестве визуального ряда представили какую-то странную нарезку на тему шестидесятых, абсолютно бессвязную и банальную, с объяснениями на уровне «искусство шестидесятых является неотъемлемой частью культуры шестидесятых». Или наоборот? Впрочем, повторюсь, что настоящие вещи спасают любой фон. И чувствуешь какое-то замирание все-таки, когда рассматриваешь гитару исцарапанную Полом МакКартни. И у меня сердце ёкнуло, когда я увидел на стенде знаменитую фотографию Walker Brothers с автографами! Автограф Скотта Уолкера — вот это сюрприз! Правда, рядом было почему-то написано, что это Джими Хендрикс и автограф его, но хватит критики.
Публика на презентации собралась великолепная. Цвет бизнеса и журналистики. Выбравшись после презентации из кинозала и набросившись на фуршет, гости представляли собой чудесную картину. Миллионеры и депутаты пьют самогон, журналисты братаются с олигархами, экс-вице-мэр Ример вообще пришел на мероприятие с несколькими дисками — он известный ценитель хорошей музыки. Фуршет был выше всяких похвал. Не буду никого дразнить. Ну а потом акустический сет блюзового оркестра. Начавшийся почему-то со щемящей версии «Мертвых листьев». Это, конечно, не шершавый язык блюза, но исполнение и аранжировка заслуживают всяческих похвал. Потом Layla, несколько поздних вещей Клэптона, конечно, I shot the sheriff!
“Я застрелил шерифа, но клянусь это была самооборона! Шериф всегда ненавидел меня!” — раздается над католическим костелом и особняком Курлиной лихая растаманская песня.
В акустической версии перед немногочисленной публикой выступил прекрасный камерный блюзовый ансамбль. С хорошим репертуаром, уверенным мощным звучанием и очень богатыми (по-хорошему!) аранжировками. При музее рок-н-ролла надо открывать блюзовый клуб и школу блюза и рока, чтобы это была не просто демонстрация роскошной коллекции, но и какая-то новая история для города. Ожидается, что музей рок-н-ролла будет открыт на месте боулинга в ДК «Звезда» в течение ближайшего года.
P.S. Короткий ролик Екатерины Бородай