КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Вознесенский собор на улице Степана Разина: догубернская история, пожары, императоры и цесаревичи, Максим Горький и генерал Макашов

 2 325

Автор: Андрей Артёмов

.




,

В конце мая мы писали о том, что федеральное министерство культуры ищет подрядчика для реставрации Спасо-Вознесенского Собора. Дело, безусловно, благое. Особенно учитывая богатую историю этого храма. О которой мы сегодня и решили рассказать вам.

Начало она берет еще в первой половине XVIII века. Деревянная церковь во имя Вознесения Господня засветилась на гравюре художника Джона Кэстля — англичанина, работавшего в составе Оренбургской экспедиции 1734 — 1744 годов.

Примерное местоположение той Вознесенской церкви – район дома с адресом Комсомольская, 6 / Водников, 44. В конце 1820-х годов здесь будет построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее вы можете видеть на следующем фото, а мы вернемся обратно в XVIII век.

В 1765 году церковь сгорела в одном из частных в ту пору пожаров. Для нее нашли новое место – близ тогдашнего городского кладбища, которое находилось в квартале № 15 (в границах улиц Фрунзе, Комсомольской, Куйбышева и Пионерской). Как пишет в своей книге «Самара, улица Саратовская» историк Глеб Алексушин, от этой церкви начинался самый древний самарский крестный ход, установленный в XVIII веке в память освобождения Самары от моровой язвы. Он совершался вокруг города и заканчивался здесь же, у Вознесенской церкви.

В 1807 году огненная стихия уничтожила и эту деревянную постройку. Церковь была восстановлена. Однако спустя шесть лет  в связи с расширением жилой застройки кладбище, на котором она стояла, было закрыто. Новое организовали в полутора километрах отсюда, на месте стадиона «Динамо». Нам оно известно как Покровское.

Вознесенскую церковь с закрытого кладбища перенесли на ее нынешнее место на улице Степана Разина. Здесь уже планировалось строительство каменного храма, но оно стопорилось из-за недостатка средств. В 1838 году в Симбирске был составлен проект каменного Вознесенского храма. После этого он был доработан в Санкт-Петербурге, «дабы дать оному вид более правильный и благовидный».

В итоге Вознесенский храм был решен в стиле классицизма. Это была однокупольная базилика с колокольней о девяти колоколах, увенчанной тонким шпилем. В 1841 году началось строительство каменного Вознесенского храма с приделом во имя Архистратига Михаила. Завершилось оно в 1847 году, а главный его престол – Вознесенский – освятили в 1848-м.

В звании кафедрального собора

Как мы знаем, в 1851 году Самара стала центром губернии. Городу в связи с этим полагался ряд привилегий, в том числе своя архиерейская кафедра. Первым ее руководителем был назначен епископ Евсевий (в миру – Ефим Орлинский).

Ознакомившись с храмами города, он признал Вознесенскую церковь наиболее соответствующей высокому званию кафедрального собора. Именно в ней 31 марта 1851 года, в Вербное Воскресенье, и открылась Самарская епархия.

В этот же день был совершен крестный ход от старого собора – Казанского, что находился на тогдашней Хлебной площади (с конца 1920-х годов – территория завода клапанов), – в новый Вознесенский. Это событие еще и указывало на рост города, стремительно расширявшегося на северо-восток. Позднее кафедральный собор переедет в том же направлении — на нынешнюю площадь Куйбышева. Но будет это только в 1894 году.

В краеведческой картотеке Константина Головкина читаем: «До перенесения кафедры в новый Александро-Невский собор в царские дни около церкви на площадке с южной стороны всегда были парады местных войск с оркестром музыки».

Призрак императорской семьи

Таким образом, Вознесенский собор 43 года носил звание главного городского храма. За это время в храме успело побывать немало интересных личностей. Среди них выделяются три российских императора, перечисленные на мемориальной доске, укрепленной на ограде Вознесенского собора, – Александр II, Александр III и Николай II.

Однако, при пристальном знакомстве с визитами Романовых в Самару становится очевидно, что Вознесенский собор они миновали. Николай II в этой троице наиболее уязвимая фигура, так как посещал наш город в 1904 году, когда кафедральный собор находился на нынешней площади Куйбышева.

Император Александр II вместе с цесаревичем Александром Александровичем приезжал в Самару в 1871 году. Здесь он поучаствовал в строительстве нового кафедрального собора. Император Александр II и великие князья Александр и Владимир Александровичи собственноручно положили в стену строящегося здания по одному камню.

Среди посещенных ими мест также указываются дворянское собрание, где был устроен большой прием, Алексеевский детский приют, епархиальное женское училище и Николаевский сиротский дом.

Будучи цесаревичем, Александр III был в Самаре еще 22 июля 1869 года вместе с цесаревной Марией Федоровной и великим князем Алексеем Александровичем. О посещении ими Вознесенского собора во время этого визита информации найти также не удалось.

Таким образом, можно констатировать, что увековеченные на мемориальной доске визиты членов семьи Романовых стоит признать местной, Свято-Вознесенской, легендой. Возможно, поводом для нее стал этот фрагмент из книги «Православные святыни Самарского края» 2001 года выпуска: «Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники». Видимо, кто-то решил персонифицировать безымянных коронованных особ. Так и «посетили» Вознесенский собор императоры Александр II, Александр III и Николай II.

К упоминанию на мемориальной доске самарского знамени, врученного болгарским ополченцам 18 мая 1877 года близ города Плоешти, претензий мы не имеем. Оно действительно было освящено в Вознесенском соборе.

Венчание Алексея и Екатерины

Общеизвестный факт: 30 августа 1896 года в Свято-Вознесенской церкви венчались Алексей Пешков (Максим Горький) и Екатерина Волжина. Добавим к нему несколько штрихов.

Максим Горький на момент венчания уже не был отлучен от церкви. Этому наказанию он был подвергнут в 1888 году за попытку самоубийства и отказ от покаяния в этом. Отлучили будущего буревестника революции на семь лет. Этот приговор Максим Горький прокомментировал в стихах:

«Только я было избавился от бед,
Как от церкви отлучили на семь лет!
Отлучение, положим, не беда,
Ну, а все-таки обидно, господа!
В лоне церкви много всякого зверья,
Почему же оказался лишним я?»

Приведем и список людей, имевших прямое отношение к венчанию Максима Горького и его единственной официальной жены.

Посаженной матерью на свадьбе была Мария Сергеевна Позерн, всячески помогавшая Максиму Горькому, пока тот жил в Самаре. Поручителями со стороны жениха выступили купец и тогдашний издатель «Самарской газеты» Семен Костерин, юрист и будущий издатель журнала «Горчичник» Николай Самойлов.



Редакция «Самарской газеты», 1895 год. Семен Костерин в центре кадра, Алексей Пешков — крайний справа.

Со стороны Екатерины Волжиной поручителями были некий А.Н. Ванатаев, студент Казанского университета, и хорошо известные в Самаре юристы, кандидаты права Евдоким Юрин и Александр Смирнов (Треплев).

Времена воинствующих безбожников

Свято-Вознесенский храм был закрыт в январе 1930 года. Официальной причиной была названа растрата служителями культа церковного имущества на сумму в 600 рублей. Кроме того, вовремя подоспело обращение к властям города самарских кустарей, которые остро нуждались в собственном клубе.

Новому очагу культуры было дано имя Менделя Хатаевича, партийного деятеля, руководившего Средневолжским краем в 1928—1932 годах. В клубе имелись кружки: драматический, малых форм, ворошиловских стрелков, гимнастики, западноевропейских танцев и духовой оркестр.

Фотография конца 1930-х годов. Красной стрелкой отмечено здание Свято-Вознесенского храма

Мендель Хатаевич был расстрелян в 1937 году. Примерно в тот же период клуб кустарей был закрыт, а здание Свято-Вознесенского храма передали военным. Здесь разместился склад политического управления Приволжского военного округа.

Колокольня и купол храма были снесены. Их заменили на обычную двускатную крышу. Внутреннее пространство храма было разделено на два этажа. Здесь даже имелся небольшой кинозал. Увы, фотографий Свято-Вознесенского храма советского периода пока обнаружить не удалось. А вот на то, в каком виде он был передан верующим, мы можем посмотреть.

Храм был возвращен верующим 14 апреля 1993 года. Вот заметка об этом из газеты «Волжская коммуна».

В сети часто встречается информация, что акт о передаче Самарской епархии здания бывшего Вознесенского собора подписал командующий Приволжским военным округом Альберт Макашов. Это еще одна легенда. Генерал-полковник Макашов покинул пост командующего ПриВО летом 1991 года, а в момент возвращения храма верующим готовился к выходу на пенсию и проживал в Москве.


Документ предоставлен сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным

Регулярные богослужения в бывшем кафедральном соборе на улице Степана Разина начались 15 августа 1993 года. Внутри храма велось восстановление иконостасов и престолов. В 1997 году был заново смонтирован главный купол храма, а в 1999-м сооружена колокольня.

В 1999 году было капитально отремонтировано двухэтажное здание рядом с храмом (Степана Разина, 64). Там открылась богадельня, на данный момент единственная в нашем городе.

Ниже приведены несколько современных фотографий Свято-Вознесенского храма на улице Степана Разина.


Фото обложки: Елена Вагнер
Современные фото: Андрей Артемов

Снимки восстановления Свято-Вознесенского храма 1990-х взяты здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте