От «Поджабного» до «Прорана»
На Проране открыли арт-объект. Как прошла презентация
146
,
В субботу, 23 августа, на острове Поджабный презентовали проект «Сотворение Прорана» культурного центра «Явь».
«Сотворение Прорана» – это антропологическое и архивное исследование, а также арт-объект художника Андрея Сяйлева, созданный по его результатам.
Проект исследует прошлое и современность острова, чтобы раскрыть его потенциал.
В ходе исследования в рамках проекта «Сотворение Прорана» было выявлено и изучено около 40 документов 1950—1990-х годов, отражающих разные этапы жизни острова и развития его инфраструктуры.
Также были проинтервьюированы местные жители, а рассказанные ими истории верифицированы историком и архивистом.
В результате исследования удалось воссоздать историю острова во второй половине ХХ века, устранить многие неточности и противоречия.
Корреспондент ДГ Леся Никитина побывала на экскурсии по острову и на открытии арт-объекта.
С самого начала презентации для зрителей создавали атмосферу, будто Проран — это не привычный остров для отдыха, а новое место с необычной атмосферой.
За создание особого настроения отвечали художник Андрей Сяйлев и руководитель исследовательской группы проекта «Сотворение Прорана» Андрей Кочетков.
«Два Андрея» – так их называли зрители.
Слева — Андрей Сяйлев, справа — Андрей Кочетков
«В озёрах острова водились водные черепахи, которых местные жители называли «жабами», что и дало острову такое название – Поджабный», – рассказывает Андрей Кочетков.
Круглогодично на острове живут 5 семей, остальные приезжают на отдых, на турбазы.
«Население острова летом достигает и 150 тысяч человек», – говорит Андрей Сяйлев.
Вторая обзорная точка, которая открывается по месту следования маршрута, — вид на маленькие домики.
Они на самом деле кажутся кукольными, словно в них живут персонажи из сказки, вся поляна наводнена домиками. Там же при нескольких домах сидят обитатели острова, они нас рассматривали, но относились спокойно. Чувство, будто попал в другой мир, усиливалось.
Экскурсия не обходится и без житейской иронии. Мы проходим мимо строящегося храма пророка Захарии, когда Андрей Кочетков говорит:
«Камня на острове нет, но есть фундаменты старых домов. Дома периодически сгорают, и отец Антоний добывает эти камни для возведения церкви.
Это самая честная стройка. На баннере написано, что дата окончания работ одному Богу известна».
«Острову присущи тесные отношения с другими формами жизни. Можно встретить блуждающих коней, коз, гуляя по острову», – говорит Андрей Сяйлев.
Действительно, во время экскурсии мы встретили пасущихся коней. Все побежали их гладить, фотографировать, а местные жители, ухаживающие за конями, стояли рядом и улыбались, держа коней под уздцы.
Объединила местных жителей и участников экскурсии не только любовь к животным, но и арт-объекты.
Один из них – ротонда с картинной галереей внутри. Все работы — от местных островных художников.
Картины можно заметить только при детальном рассмотрении из-за динамичного движения деревянных брусков.
Внутри арт-объекта выложили сено, чтобы привлечь козочек, создав тем самым гармоничное взаимодействие арт-объекта и природы вокруг.
Для полного охвата смысла следующего арт-объекта Андрей Сяйлев рассказал предысторию.
«На острове в 1958 году размыло дамбу в части поселка Проран. В ту ночь смыло четыре жилых дома с надворными постройками».
Место, на котором расположен арт-объект «Облачные дома», местные жители называют «Священной рощей» или «Рощей памяти», потому что они высаживали ее со своими близкими.
«Этот объект создан вместе с местными, потому что мы закладывали в проект символизм места. Это аллегория к тем четырём уплывшим домам.
Также арт-объект отсылает к «турбазной» архитектуре – когда местных вытеснили и начали распродавать остров под турбазы.
Дома без дверей, они словно лишаются своего материального обоснования, подобно памяти, которую невозможно воспроизвести в настоящем времени», – говорит Андрей Сяйлев.
Атмосферу дополняет медитативная музыка – по краям поляны расставлены колонки, звук в которые подают диджеи.
На земле ветки сложены в маленький «костерок», откуда слышно потрескивание дров в костре. Внутри веток спрятана колонка.
Экскурсия завершается. Природа острова настолько разнообразна, что сначала мы шли по камням, затем по лугу с высоко растущей травой, которую сменили «песчаные дюны», а затем по лесу, устланному шишками.
По окончании экскурсии мы присели на сложенные из сена «стульчики», кто-то сидел на земле, наслаждаясь запахом сосен вокруг.
Мы словно собрались у костра одной большой компанией, где приезжие, местные жители, художники, арт-объекты и природа – одно целое.
Фото на обложке от организаторов
Фото в тексте от автора
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте