Московский антрополог: истоки мифа о стоянии Зои появились ещё до революции
767
Фольклорист и антрополог Никита Петров рассказал на примере мифа о стоянии Зои, как конструируется религиозное чудо. Он нашёл похожие истории ещё до революции и объяснил, почему миф о Зое появился в Куйбышеве.
По словам Петрова, сюжетная схема «люди совершают некое действие в отношении почитаемого персонажа, святого, святыни, затем бывают наказаны» универсальна:
«Существуют украинские тексты, записанные с 1928 по 1930 годы, про то, как руки святотатца прирастают к иконе, как каменеют замахнувшиеся на святыню (святого) большевики».
Никита Петров также нашёл похожие истории в книге православного автора Сергея Нилуса «На берегу божьей реки» от 1909 года. Кроме этого, рассказы о «наказании Николаем Угодником (реже Богородицей) плясунов и музыкантов за кощунство над иконой фиксировались в Воронежской и Казанской губерниях еще в 1885 году».
По мнению Петрова, такие истории появляются в определенные исторические периоды:
«Начиная с 1956 года, вследствие хрущевской антирелигиозной кампании, история о женщине, танцующей с иконой и наказанной за это, попадает в неинституциональный и официальный дискурс, устные и письменные формы которого способствуют закреплению этого сюжета в информационном пространстве».
Напомним, в конце ноября 2019 года власти решили, что в доме, где было «стояние Зои», откроют музей.
ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook