Студенты и преподаватели объединённого университета о первом годе в новом вузе
2 262
В конце сентября министр образования РФ Ольга Васильева объявила о том, что все объединения вузов будут прекращены. По мнению министра, нужно выяснить, насколько эффективно вливание в развитие подобных вузов тех средств, которые сейчас выделяются.
Для Самары такое заявление федерального министра стало важным сигналом, ведь в нашем городе прокатилась настоящая волна объединений учебных заведений — начиная от университетов и заканчивая техникумами и колледжами.
Процесс объединения, задуманный губернатором Николаем Меркушкиным, практически повсеместно проходил с серьёзным сопротивлением. Доходило до того, что на взбунтовавшийся политех самарский губернатор обрушился с яростной критикой, сравнив коллектив с Александром Матросовым, самоубийственно бросающимся на амбразуру.
В итоге объединения все же прошли, и самое заметное — слияние Самарского государственного и Аэрокосмического университетов. ДГ пообщался с преподавателями и студентами нового объединённого вуза и выяснил, что изменилось в их работе.
Все преподаватели, вне зависимости от принадлежности к бывшим СамГУ или СГАУ, осторожно замечают, что пока рано делать выводы, но конфликты уже возникают. Касается это в основном сотрудников СамГУ, который, несмотря на заверения о равнозначности при объединении, фактически стал частью Аэрокосмического университета.
СамГУ
Виталий Лехциер, профессор СамГУ, доктор философских наук, изначально относился к идее объединения, мягко говоря, скептически. В 2015 году ДГ опубликовал интервью профессора с преподавателями Уральского федерального университета, где были обозначены главные угрозы для гуманитарных специальностей.
Тот текст оказался в своём роде пророческим, и положение дел в Самарском объединённом университете очень напоминает проблемы УрФУ:
«Сейчас прошло очень мало времени, чтобы можно было делать выводы. Что касается нас…
Плюсы:
Возможность стимулирующих надбавок к зарплате за публикации в журналах из списков WoS, Scopus, ВАК, профессорам — за защищённых аспирантов и за некоторые другие виды деятельности, работающие на дорожную карту вуза, то есть на стратегическую цель повышения рейтинга.
Надбавки в зависимости от полученных баллов могут быть от нескольких тысяч в месяц (на весь год) до 15-20 и даже более тысяч.
Но для университетских гуманитариев реальные списки WoS и Scopus — это пока головная боль, их очень мало, в десятки и даже сотни раз меньше, чем по естественным и технически наукам, да и практики такой не было. Гуманитарии всегда были сосредоточены на другом.
Надбавки профессорам тоже касаются не всех, а только узкой части профессоров, имеющих аспирантов. Так что по факту пока этот плюс касается небольшого числа преподавателей, к тому же никто не верит, что это продлится долго.
Ещё один плюс — автоматизированная прозрачная система публикаций и контроля за ними на сайте вуза.
Говорят, что платят большие командировочные, но я сам пока не пользовался, не знаю — тоже плюс.
Минусы:
Поскольку все магистратуры, в которых меньше 10 человек, признаны руководством как неэффективные (!!), они были выведены из основной зарплаты — в результате те преподаватели, которые заняты на магистратурах (а это самые квалифицированные профессора (!), потеряли в зарплате.
Это перенесение чисто экономических критериев на учебный процесс и по существу дискриминация труда профессоров в таких магистратурах. Технарям эти проблемы непонятны, потому что у них нет проблем с набором в магистратуру.
У гуманитариев очень мало бюджетных мест в магистратуру, поэтому перед ними поставлена задача искать коммерческих магистрантов, а цены на магистратуру очень большие. Это проблема всех социогуманитарных магистратур в ближайшем будущем».
~
Заведущая кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований, профессор, социолог, доктор социологических наук Анна Готлиб тоже подчёркивает, что у ряда преподавателей появилась возможность заработка, но указывает на возросшую бюрократическую нагрузку. Кроме того, новые правила распределения бюджетных мест играют против гуманитариев:
«Если вы набрали магистров меньше 10 человек на магистерскую программу (а эти 10 человек мы не можем набрать, потому что государство выделяет мало бюджетных (бесплатных) мест, тогда действуют другие расценки преподавательского труда, то есть в итоге преподаватель получает меньше за равный труд.
Так как мест в магистратуру гуманитарную мало, то на каждую магистерскую программу получается меньше 10 человек. Остальных рекомендуют набирать за деньги. Но сегодня это приличные деньги — 100 000 и выше в год, наш самарский народ пока не готов, то есть группы неполные, а значит, и оплата ниже.
Главный отрицательный результат, который в той или иной мере коснулся практически каждого преподавателя: бюрократические преграды, которых у нас не было. Любая официальная бумага, например, командировочное удостоверение, подписывается от трёх дней до недели: несколько подписей, другой корпус и т д. Куча приказов, на каждый чих — приказ, просьба в письменном виде и подписи, подписи.
Любое решение принимается очень долго. Может быть, в определённой степени это связано с переходностью, наши службы практически распущены, а новые мы толком не знаем».
~
С осторожным оптимизмом смотрит на происходящее Андрей Крутов, доцент кафедры общей и теоретической физики:
«Из плюсов — полностью оплачиваемые командировки на конференции, конечно, с некоторыми оговорками, но всё же раньше такого не было и в помине. Кстати, студентам тоже оплачивают.
Нормальные стимулирующие надбавки. Опять же студентам тоже есть возможность набрать баллов и получать более высокую стипендию.
Возможность поехать на стажировку, и снова университет платит. Я не выяснял, но наверняка для студентов это тоже предусмотрено.
Нам на физфак купили три новые лабораторные работы — две по ядерке и одну по атомке. Стоят они очень дорого, поэтому раньше мы о таком даже мечтать не могли».
СГАУ
В целом некоторые преподаватели оставили комментарии на условиях анонимности — большинство претензий из уже озвученных: излишняя бюрократия и объединение кафедр.
Правда, есть и другая точка зрения. Андрей Чернов, доцент кафедры геоинформатики и информационной безопасности СНИУ, не видит ничего критического в том, что немногочисленные кафедры подверглись реорганизации:
«Не приставайте к рядовым преподавателям, научным работникам, студентам и не ищите там каких-то сенсаций и изменений. Они как учились и работали, так и работают. Нет каких-то сенсаций: «Ах, теперь вуз технический, нашему направлению хана». Нет такого. Если кафедра и специальность живая, есть публикации, есть аспиранты и защиты, есть конкурс, то никто её не будет ликвидировать или реорганизовывать. Зачем?
По-поводу «довольства». Никаких «больших денег» вдруг ни на кого не посыпалось и ни от кого денег не забрали в пользу других. Отчасти это связано с тем, что изменилась схема финансирования по программе повышения конкурентноспособности.
Теперь бОльшая часть средств перечисляется не в целом на вуз, а на стратегические академические единицы (CAE). Из четырёх САЕ, поданных на конкурс в этом году, три получили финансирование, одна (от факультетов бывшего СамГУ) — нет. То есть появились новые возможности, научным и учебным подразделениям надо уметь ими правильно распорядиться.
С точки зрения мест, рейтингов, глобальных эффектов — это не к нам, а к вождям. Повторюсь, мы как работали, так и работаем, по возможности стараясь это делать хорошо. Кое-какие изменения есть (три факультета и наш в том числе объединили в один институт), но эффект от этого можно почувствовать через пару лет только».
В целом можно сказать, что основной конфликт разгорелся на извечном противостоянии гуманитариев с технарями — технические специальности, характерные для СГАУ, оказались в более выгодном положении, чем гуманитарные СамГУ, о чём, собственно, и предупреждали противники объединения.
Студенты тоже отмечают плюсы и минусы на своём уровне. Многие отметили, что уменьшилось количество пересдач, но среди плюсов — появление военной кафедры, которой не было в СамГУ. Кроме того, у студентов появились новые предметы и не все рады таким нововведениям, даже несмотря на то, что та же информатика присутствует и в школьной программе.
Студенты
Виктор Подорожный, механико-математический факультет:
«Застал только один год СамГУ (прошлый). Сейчас объясню, почему меньшее количество пересдач — это зло. Не все студенты при поступлении знали, какие у них будут предметы. Ещё в школе я не понимал информатики. Поступая на мехмат, думал, что тут её не будет. Но она появилась сразу же, и теперь у меня хвосты, которые никогда не будут закрыты. Одно дело — предмет заучить, а другое дело — понимать и находить правильный творческий подход к каждой программе (задаче).
Если уж не говорить о программировании, то меньшее количество пересдач сокращает количество студентов в разы, тем самым уменьшая зарплаты преподавателям. Сами не понимаете, что в ваших интересах не оставлять минимум студентов в группах. Плюс, безусловно, в военной кафедре. Ещё минус — матпомощи для иностранцев как не было, так и не придумали. Ещё один минус — возня с печатями и бумажками. Нельзя как раньше: одна печать и заявление готово? У меня все».
~
Марина Чердакова, химический факультет:
«Нам изменили учебную программу (я не знаю, из-за этого это или нет, но то, что должны были проходить на 4-м курсе, проходим на 3-м). Некоторые предметы из-за этого дают не по порядку, мы ещё не учили одно, а нам на основе этого дают другое. В голове порой каша.
Чтобы что-то решить из вопросов с универом, надо ехать в главный корпус аэрокоса, а там никого не волнует, что в часы приёма у тебя пары. Платить за универ/общагу теперь надо в кассе аэрокоса с огромными очередями (снова проблема со временем приёма).
А плюсы есть, никто не спорит. Но обычному студенту их не особо видно. Я не езжу на конференции и стипендии у меня нет из-за коммерции. Хорошо, что понизили плату за общежитие — вот тут огромный плюс».
Елена Ларькова, механико-математический факультет:
«Свои пять копеек вложу — раньше студенты могли устроиться на какую-нибудь небольшую работу в универе. Сейчас — нет, приказ от аэрокоса. И если я правильно поняла, весь персонал (от секретарши до преподавателя) обязаны предоставить справку об отсутствии судимости, без неё на работу не берут. А делается она месяц».
Иллюстрация обложки отсюда