Чем грозит новый закон Жигулёвскому заповеднику и самарским нацпаркам
2 255
6 июля 2016 года вступил в силу закон, разрешающий создание в заповедниках так называемых биосферных полигонов — территорий, на которых можно вести хозяйственную деятельность. Может ли стать Жигулёвский заповедник горнолыжным курортом, что грозит двум национальным паркам, расположенным на территории Самарской области, и какие попытки “хозяйственно освоить” охраняемые территории запомнил «Яндекс», — в материале ДГ.
Жигулёвский биополигон
Для начала неплохо бы разобраться, что такое биосферный полигон. Как известно, в заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность, поскольку основная цель создания этих “резерваций” — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, растительного и животного мира и так далее. Ключевые слова здесь — “естественный ход”, т. е. без нашего с вами вмешательства.
Но так как мы сгораем от любопытства — как оно там, без нас — и норовим проникнуть на заповедные земли, к заповедникам было разрешено присоединять биосферные полигоны. А уж на территории этих полигонов строй объекты капитального строительства и развивай познавательный туризм, физкультуру и спорт. Специальным распоряжением правительства РФ определён список таких объектов. Исключительно в научных целях и исходя из прочих благих намерений, например, внедрения методов рационального природопользования, на территории созданных биосферных полигонов разрешено строить гостевые дома и конюшни, подъёмники и канатные дороги, горнолыжные трассы и другие объекты.
С 6 июля 2016 года в связи со вступлением в силу поправок в Закон «Об особо охраняемых природных территориях» биосферные полигоны разрешено создавать внутри заповедников. Для этого нужно лишь решение правительства. Фактически закон в новой редакции позволяет кроить заповедные земли для строительства туристических баз, коттеджных посёлков, дорог и горнолыжных трасс. Что же будет с национальными парками, у которых природоохранный статус послабее?
По мнению председателя общественной организации “Зелёная лига” Сергея Симака, Жигулёвскому заповеднику ничто не угрожает, а вот за сохранение уникальных природных комплексов “Самарской Луки” он не ручается:
— Маловероятно, что на территории Жигулёвского биосферного заповедника могут быть реализованы какие-либо крупные строительные проекты. Жигулёвские горы, которые занимают большую часть территории заповедника, по рельефу не подходят для реализации таких проектов. Хотя принятие этого закона открывает ящик Пандоры, и нет гарантии, что завтра не появится проект, вторгающийся в Жигулёвский заповедник.
Хуже дела обстоят с национальными парками, а их в Самарской области два — “Самарская Лука” и “Бузулукский бор”. В частности, в “Самарской Луке” уже много лет идёт борьба за сохранение парка от строительства так называемого рекреационного комплекса “Жигулёвская жемчужина”.
Этот проект предусматривает среди прочего строительство нескольких крупных объектов, в том числе горнолыжной трассы в зоне заповедного ядра нацпарка, в котором строить нельзя категорически.
Тем не менее этот проект активно продавливается, причём попытки предпринимались при трёх последних администрациях региона. При администрации Константина Титова этот проект только появился и, получив отрицательное заключение экспертов, не получил развития.
При администрации Владимира Артякова попытки продвинуть проект были более настоятельными, однако удалось убедить Белый дом в том, что реализация данного проекта будет иметь пагубные последствия для “Самарской Луки”.
При нынешней администрации риск того, что проект будет реализован, многократно возрос. Дело не в том, что не нужно развивать туризм в регионе, в а том, что нельзя строить в национальном парке, как на спортивной площадке.
Жигулёвская жемчужина
Идею построить на территории “Самарской Луки” горнолыжный курорт озвучил президент Владимир Путин во время визита в село Ширяево в 2000 году. Так и сказал: “Здесь должен быть горнолыжный курорт”. Спустя 16 лет рекреационный комплекс “Жигулёвская жемчужина” существует лишь в форме проекта планировки территории и презентации, на которые израсходовали немалую сумму бюджетных средств.
Концепция заключается в создании трёх всесезонных курортов в Ширяево, Подгорах и Рождествено. Проект предполагает строительство гостиниц, двух горнолыжных комплексов с санными трассами и сноубордпарком, поля для гольфа и спортивных площадок, благоустройство пляжной зоны, реконструкцию существующих причалов и строительство новых стоянок для яхт.
Региональные власти решили временно заморозить реализацию проекта «Жигулёвская жемчужина». На руку экологам сыграл и экономический кризис. Как сообщал начальник департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев, причин, по которым был свернут проект, было несколько, и в том числе “решение Верховного суда по «Самарской Луке», активная позиция отдельных экологов и сформированное ими негативное отношение общественности к проекту, секвестирование регионального бюджета на проектные работы и связанная с этим невозможность получения средств из федерального бюджета”.
В это же время в Сети была опубликована петиция о недопущении строительства комплекса “Жигулёвская жемчужина” на территории “Самарской Луки”, которую подписало уже более 25 тысяч человек.
Но, как говорится, недолго музыка играла. Менее чем через год Государственная дума РФ принимает закон, разрешающий строительство горнолыжных комплексов, подобных “Жигулёвской жемчужине”, в биосферных заповедниках, обладающих более серьёзным природоохранным статусом, нежели национальные парки.
Я спросил у «Яндекса»
С какой лёгкостью национальные парки могут лишаться своих охраняемых территорий, демонстрирует комментарий главы Оренбургской области о вероятном начале нефтедобычи на территории Бузулукского бора.
«Решение было принято так, что добыча идёт не в национальном парке, а на территории, выведенной из него по согласованию с федеральными и местными властями. Добывать там или не добывать, будут решать после заключения госэкспертизы. В лучшем случае добыча может начаться через 3-5 лет», — цитирует губернатора “Наш Бузулукский район”. Вывели участок, и больше это не национальный парк. Всё по закону.
Впрочем, у нас часто действуют, презирая закон и даже Уголовный кодекс. Потрясающая история о том, как дорожники средь бела дня “намыли” речного песка в том же Бузулукском бору на 150 миллионов рублей. Кажется, никто, кроме экосистемы нацпарка, не пострадал.
А вот почти свежая новость о том, как привлекли администрацию “Самарской Луки” к ответственности за бюрократию. Восемь тысяч рублей штрафа заместителю директора нацпарка за то, что проигнорировал сообщения о сбросе жидких бытовых отходов на почву территории нацпарка.
Через пару недель ещё одна новость, на этот раз о бдительности сотрудников нацпарка. Строители разрушили берег в водоохранной зоне Переволок, расположенной на территории нацпарка. Ущерб оценили в 10 миллионов рублей.
На обложке — гора Стрельная. Фото: Виктор Борисов