,
В Чистый четверг вы можете смело посылать всех в баню. Или сами туда сходить. Сегодня мы вспомним некоторые моменты истории и интересные факты, связанные с самарскими банями.
Текст: Андрей Артемов
Взгляд из глубины веков
Вот выдержка из одного из первых описаний Самары авторства московского купца Федора Котова. Оно датируется маем 1623 года:
«…город Самара стоит на луговой стороне от Волги, а за ним песок залег. А город стар, рубленой, низок, и острог потому не по городовому месту. А под городом река Самара течет из степи, устье под городом пало в Волгу, по нижнюю сторону города, а над рекою бани. А посады и ряды в городе, а около степь».
Как видите, бани в описании Самарской крепости и окрестностей упомянуты отдельно.
Право первенства
Самая первая самарская народная баня появилась в 1886 году на улице Некрасовской, дом №1. Ее построил купец Матвей Чаковский. Для своего времени она была прекрасно оборудована: водопровод (частный), канализация, динамо-машина для освещения комнат, пар, поступающий из централизованной системы. В бане было 25 отдельных номеров на 75 персон, а в общей сложности она могла одновременно вместить до 600 человек. Были налажены прямые поставки пива с Жигулевского завода, к пенному также прилагался широкий выбор закусок. Близость Волги позволяла посетителям, преодолев пару сотен метров, окунуться в прорубь. Параллельно с баней функционировала прачечная. Имелась и камера хранения, которая охранялась полицейскими. Здание, в котором располагалась баня Чаковского, сохранилось до наших дней. Однако по прямому назначению уже не используется.
Первая городская
Сейчас баней №1 называется та, что располагается по адресу Пионерская, 45. Совсем недавно она была замешана в мошеннической схеме, в результате которой перешла в собственность «Элкабанка». Но справедливость восторжествовала. И в результате судебного разбирательства баня вновь перешла в руки города. Первый за 38 лет ремонт обошелся в 7 миллионов рублей.
Долгоснос
Баня стала виновницей одного крупного скандала пятилетней давности. Дело происходило на улице Арцыбушевской, аккурат напротив самарских Крестов. Именно здесь чуть более века назад самарский купец Николай Лебедев построил трехэтажную баню. А на соседней улице Уральской (ныне Пушкина) располагался его чугунолитейный завод. К началу 2000-х годов бани купца Лебедева пребывали в, мягко скажем, аварийном состоянии, но тем не менее имели статус объекта культурного наследия регионального значения. Это звание не спасло их от сноса, который произошёл в 2009 году.
Ленинская баня
Напротив ТЦ «Вавилон», в доме №16 по улице Ульяновской некогда располагалась баня. По слухам, именно здесь любил париться Владимир Ленин пока жил в Самаре. Эта легенда, скорее всего, была придумана сотрудниками бани для привлечения клиентов. По словам краеведов, вождь мирового пролетариата посещать ее никак не мог, так как здание было построено уже после его отъезда.
Бани с привкусом металла
Одна из самых крупных городских бань располагается в одном из самых отдаленных районов города – на Металлурге. В непосредственной близости от знаменитого стадиона. Одна из городских легенд гласит, что станция метро «Крылья Советов» должна была быть построена как раз на месте этой самой бани. Но из-за якобы неустойчивых грунтов и подземных вод от этой идеи отказались.
Бани металлургов были построены во второй половине 80-х годов, до этого жители района могли совершать гигиенические процедуры по адресу Свободы, 236. Ныне от бани на Свободе остались только воспоминания, а ее здание сдается в аренду под офисы.
Баня, которой не было
Начинается эта история в 1960-х годах. Близ Черновского шоссе между Третьим и Четвертым проездами городские власти решили построить баню. Близлежащие территории были в большинстве своем застроены двухэтажными бараками, во многих из которых ванны попросту отсутствовали. Поэтому строительство бани было делом, безусловно, благим. Да вот незадача, на месте будущего строительства находился частный дом семьи Сутягиных.
Последним предложили переехать в хрущевку, однако существовавшие тогда нормы (9 квадратов на человека) были слишком малы для полноценной замены пятистенка на 50 кв.метров. Товарищ Сутягин вступил в судебную тяжбу с городскими властями и, что интересно, выиграл дело. Для его семьи был построен дом в поселке Яблонька.
Строительство бани незамедлительно началось. Однако по неизвестным причинам, Горисполком решил вместо «помывочного» объекта построить ресторан. Сначала он назывался «Руслан», затем «Океан», а сейчас это «Русская охота».
Банная подстава
18 марта 1908 года помощник пристава 1-ой самарской полицейской части Балин проводил проверку бани Дмитрия Челышова на улице Саратовской. И обнаружил в одном из номеров компанию пьяных мужчин. А вместе с ними и женщин легкого поведения. И еще пустую бутылку из под казенного вина (водки). Дело, казалось бы, не самое экстраординарное, но здесь большую роль сыграло имя владельца. Им являлся самарский купец Дмитрий Челышов, а непосредственное управление баней осуществлял его сын Михаил, прославившийся на всю Россию борьбой с пьянством. Притом в ходе следствия было выяснено, что Михаил Челышев урезал жалования служащим бани, вследствие чего те были вынуждены продавать алкоголь из-под полы, дабы заработать хоть какие-то деньги.
Самарская пресса не преминула пройтись по главному, на тот момент, самарскому ЗОЖевцу. Эстафету подхватили газеты других городов, в том числе и столичные. Репутации Михаила Челышева был нанесен ощутимый удар.
Однако спустя три месяца в газете «Биржевые ведомости» появилась статья «Интрига против Челышова». В ней говорилось о том, что вся эта история была провокацией, организованной руководством Товарищества Жигулевского пивоваренного завода совместно с полицией. Информационное прикрытие всего этого осуществлял редактор газеты «Самарское слово» Богушевский. В качестве доказательства предъявлялся факсимильный оттиск «отчета об экстренных расходах», в котором крупная сумма приходится как раз на 18 марта. Самарский пивной король Фон Вакано так прокомментировал эту ситуацию на страницах прессы:
«…О незаконной продаже крепких спиртных напитков в бане Челышова в Самаре говорили многие. Я считаю эту продажу, кем бы она ни производилась, злом, с которым надо бороться… Исходя из этих соображений, сын мой, Владимир Альфредович фон Вакано, по просьбе моего служащего Коновалова, дал ему разрешение содействовать полиции в раскрытии ею шинкарства в банях Челышева…»
Семейство самарских пивоваров опасалось, что в самарских банях потребление водки и прочих крепких напитков нанесет удар по их пенному бизнесу. И решили организовать небольшую «подставу». По ее итогам никто не пострадал, а еще недавно обвиняемый во всех смертных грехах Челышев в следующем, 1909 году, был выбран городским головой.