Выступления участников форума «Культурное наследие – фактор развития современного города»
979
18 марта в Самаре состоялся межрегиональный форум «Культурное наследие – фактор развития современного города». Форум проходил в полной информационной тишине, поскольку почти все самарские СМИ проигнорировали это мероприятие, как будто в Самаре с архитектурным наследием полный порядок. ДГ решил нарушить эту тишину и выложить видеозапись форума, снабдив самые яркие, по мнению редакции, выступления цитатами спикеров.
Виталий Стадников, заместитель декана Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:
— Несмотря на то, что очевидны тренды депопуляции практически во всех крупнейших городах, а на рынке строительства наблюдается стагнация, планы градостроительного развития городов никак не реагируют на эти факторы.
Концентрация населения в настоящем ветхом жилье — первых сериях панельных домов — гораздо больше, чем в историческом городе. Это будущий аварийный фонд, который станет настоящей головной болью администрации в ближайшие 5-10 лет.
К чему приводит понимание развития современного города как нового строительства? К деградации среды — город превращается в город больших домов, машин и стоянок. В город, в котором страдает стрит-ритейл, малый и средний бизнес — опора экономики в кризисные времена. В то же время города мира и Европы в своих стратегиях развития идут к пониманию города XIX века — города средней и малой этажности, плотной улицы, доступных общественных пространств. И когда мы сравниваем старую Самару с образами городов Европы, видим, что она идеально подходит под эти критерии.
Историческая часть Самары — это всего лишь 1,5% от территории города. Концентрация населения в настоящем ветхом жилье — первых сериях панельных домов — гораздо больше, чем в историческом городе. Это будущий аварийный фонд, который станет настоящей головной болью администрации в ближайшие 5-10 лет.
Александр Кудрявцев, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, председатель Временного совета ИКОМОС:
— Самара производит тяжёлое впечатление. Объекты высокого архитектурного стиля, образцы градостроительного искусства своего времени, находятся в руинированном, полузабытом состоянии. Эти удивительные живые произведения, созданные со строительным мастерством, сохраняющие в себе качества исторической архитектуры высокого стиля рубежа веков, брошены. Потерять их равнозначно вырезать из памяти нашего народа. Нельзя допустить их уничтожения. Мы прошли этот этап бульдозерного строительства в 1970-1980-е годы. Я уверен, что мои коллеги-архитекторы понимают отсталость этих решений, но боюсь, когда изменится траектория градостроительного искусства, в Самаре будет потерян огромный пласт исторической культуры.
Если не изменится отношение к прошлому, Самара из одного из претендентов на звание третьей столицы России превратится в глубокую провинцию, а может, и культурную пустыню.
Вал револаризации истории ждёт Самару. Уже вовсю идёт реабилитация архитектуры 1920-1930-х годов. Минкультуры РФ по поручению президента подготовило распоряжение о подготовке списка русского авангарда для внесения во Всемирный список ЮНЕСКО. Началась реабилитация сталинского ампира. Грядёт реабилитация советского модернизма 1970-1980 годов, потому что это архитектура высокого класса, просто её не любят. Это неизбежно, и если не изменится отношение к прошлому, то Самара из одного из претендентов на звание третьей столицы России превратится в глубокую провинцию, а может, и культурную пустыню.
Фарида Забирова, председатель Татарстанского регионального отделения ВООПИиК:
— Главный компонент — политическая воля. В какой-то момент мы поняли, что перетягивание канатов — пустая трата энергии, надо объединять усилия, хотя начиналось всё с противостояния с властью. В 2012 году нам удалось выступить перед президентом республики. Мы пригласили его на экскурсию. Как сказал президент, “надо больше ходить пешком. Мы ездим на машинах, а окна у нас застекленные”. С тех пор проведено 16 экскурсий с участием первых лиц региона, чиновников, СМИ. В ходе каждого выхода на объект ведётся протокол с контрольными сроками, поручениями, кто что должен сделать. Это очень действенный метод.
Самара напоминает Казань 20-летней давности, когда у нас заработала программа сноса ветхого жилья. Эта программа прошла катком по городу, и если Самара пойдет по этому пути, вы не спасёте среду.
Я вижу, что Самара находится в точке бифуркации, перед выбором трёх путей развития. Город напоминает Казань 20-летней давности, когда у нас заработала программа сноса ветхого жилья. Эта программа прошла катком по городу, и если Самара пойдет по этому пути, вы не спасёте среду. В Казани утрачено немного памятников, но пострадала среда.
Второй путь — фантастический. Из бюджета дадут деньги на реставрацию всех объектов. Не стоит обольщаться, этого не будет. Третий вариант мне видится самым оптимальным — создание государственно-частных партнёрств и общественно-государственных партнерств. Например, госсовет республики Татарстан обратился к нам: “Дайте все “горящие” объекты по районам” и раздал эти объекты депутатам. Теперь каждый депутат отчитывается перед госсоветом о проделанной работе. Только совместными усилиями можно спасти среду.
Никита Кирсанов, руководитель отдела охраны объектов культурного наследия Томска:
— Деревянная застройка Томска представлена многоквартирниками — 74% от всего фонда. Как и в Самаре, это самый проблемный фонд, изнасилованный неграмотной эксплуатацией, наиболее пожароопасный и поджогоопасный. Фонд, в котором в наибольшей степени представлены незащищённые слои населения — пенсионеры и инвалиды. В котором ярче представлен депрессивный асоциальный контингент людей. От этих домов всеми силами пытаются избавиться управляющие компании.
Историческая городская деревянная застройка находится в критическом состоянии, и если не принять системные меры по её спасению, лет через 5-10 произойдёт катастрофа. Деревянная застройка, которой Россия в некоторой степени знаменита, просто исчезнет. Тем не менее в Томске за последние 10 лет сложились некоторые подходы к работе именно с деревянным фондом и я хотел бы ими поделиться.
*Бифуркация — термин происходит от лат. bifurcus — «раздвоенный» и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. (Источник — Википедия).
На обложке фото Вадима Кондратьева