ЗАКУЛИСА

Жизнь «СамАрта» от первых лиц

 2 314

Автор: Редакция

.

,

ДГ начинает новый проект.  В нём мы будем рассказывать о самарских театрах. Точнее, в основном о них будут рассказывать их первые лица, сотрудники и эксперты. Ибо кто лучше, если не они?

Стартуем с одной из самых посещаемых самарских театральных институций — «СамАрта». Сколько спектаклей было поставлено за 26 лет, какие — самые важные, как ведёт себя публика, что происходит за кулисами, как играть внутри кризиса и как себя чувствует карп, которого регулярно на сцене подбрасывают в воздух?


«СамАрт» ведет свою историю с декабря 1930 г. На сегодняшний день этот театр является, пожалуй, единственным в Самаре, который не только не боится экспериментировать на сцене, но и умеет хорошо это делать. Примером тому служит постоянный интерес самарской публики к четырёхчасовым «Чайке» и «Гамлету» в постановке Анатолия Праудина.

На базе театра проходят общероссийские театральные проекты: ежегодные режиссёрские лаборатории и фестивали — с 1994 г. проводится Всероссийский фестиваль «Золотая репка», а с 2006 г. ежегодной стала Творческая лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких».

«СамАрт» часто выезжает на гастроли за границу – в прошлом году театр показывал спектакль «Palimpseston» в Японии на Международном театральном фестивале «Киджимуна феста». В целом за два десятилетия труппа побывала на Кубе, в Берлине, Эстонии, Хорватии, дважды в Корее и Японии, Украине, Иране, Болгарии, Австрии и Франции.

~

Театр в цифрах

В период с 1990 по 2016 г. поставлено 116 спектаклей. За эти годы с труппой театра работали более 30 режиссёров. Сейчас в репертуаре идёт 37 спектаклей, из них детских (6+) – 13. Количество мест в малом зале – 100, в большом – 250. Состав труппы – 46 человек и больше половины — выпускники СГАКИ (Самарская академия культуры и искусств (ныне СГИК), остальные – выпускники театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Владивостока, Саратова.

~

О самых интересных спектаклях «СамАрта»

dfdОльга Журчева, театральный критик, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА:

«В декабре 2015 года театр «СамАрт» отметил своё 85-летие. Это много: уже есть архивы и историки театра. Это мало: потому что когда театр жив, он всегда молод. Перед моими глазами один за другим, как будто это было вчера, проходят картины — спектакли, которые связывают меня с Куйбышевским ТЮЗом / Самарским «СамАртом».

Это и картины моего детства: «Дубровский» и «Остров сокровищ» с юным Владимиром Зимниковым. Это театральные потрясения моей юности: тревожное «Доходное место» с потрясающим Юрием Данюшиным в роли Юсова и музыкальный, остросатирический «Недоросль» с неподражаемым Юрием Долгихим – Вральманом.

Конечно, с 1990 годов началась новая история. Она началась с нового директора – Сергея Соколова и с нового названия – «СамАрт». Здесь шедевров, больших и маленьких, не перечесть… В 1990-х для меня самыми важными стали «Поминальная молитва» Г. Горина и «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта в постановке Андрея Дрознина. Начало 2000-х ознаменовалось двумя поистине великими спектаклями: «Мамаша Кураж» Б. Брехта, поставленный Адольфом Шапиро, и «На дне» М. Горького в постановке Александра Кузина. Эти спектакли были настоящим потрясением, каким-то даже мировоззренческим прозрением.

jY1gWv1Ra70

 

Нынешняя история театра удивительна: актёры, которых я знаю с их первых ролей, стали актёрами; на сцену вышли мои студенты; над всем этим царит очень сложный и противоречивый режиссёр и великолепный театральный педагог Анатолий Праудин».

~

Актёры «СамАрта» об особенностях работы с детской аудиторией, о публике и важных моментах в жизни театра

circle (1)Юрий Земляков, заслуженный артист Самарской области, в труппе театра с 1976 г.:

«Я никогда не считал ТЮЗы театрами «второго сорта». Кажется, Брянцев (основатель первого в России театра для детей – прим. ред.) сказал, что для детей нужно играть, как для взрослых, но даже ещё лучше.

Не только школьники ведут себя совершенно наивно в театре, взрослые тоже иногда не чувствуют границу между сценой и залом. Например, одна женщина на «Ревизоре» сидела в первом ряду и так эмоционально воспринимала каждую смешную ситуацию, что ей уже начали делать замечания соседи прямо во время спектакля. По-моему, это здорово, потому что очень многие открывают для себя театр именно через такие непосредственные реакции.

До 1990 г., когда мы уже переехали в нынешнее помещение, театр часто устраивал встречи со зрителями сразу после спектаклей. Тогда была возможность услышать публику, узнать, что она думает о твоей работе. Сейчас до нас доходит очень мало отзывов и в основном как-то случайно. Но в любом случае обмен энергией с публикой происходит постоянно. Например, последним у нас был «Гамлет», и на некоторых сценах действительно чувствуешь, как зритель включается в процесс. Иногда зал молчит, и ты думаешь: «Ну неужели я так плохо провожу сцену?» Но оказывается, что всё наоборот: зритель просто заинтересован, следит и слушает.

Театр рассчитан на сердце и эмоции, а человек с каждым десятилетием всё больше закрывается в свою скорлупу.

В «Гамлете» у нас есть сцена с участием живого карпа. Она непростая по восприятию для зрителей, потому что рыба оказывается в воздухе и начинает судорожно биться. Бедный наш карп потом долго отходит от такого потрясения. Для него есть персональная ванна, которую накрывают темной тканью для большего комфорта. Он участвует не в одном спектакле, так что дай ему бог долгую жизнь! Ещё есть маленькие рыбки, которые используются в «Чайке», они у нас тоже на особом счету.

Театр рассчитан на сердце и эмоции, а человек с каждым десятилетием всё больше закрывается в свою скорлупу, всё больше черствеет. Поэтому важно ходить в театр, ведь в нём происходит работа души.

Поворотным в жизни нашего театра можно назвать период, когда директор Сергей Соколов пригласил к нам работать Адольфа Шапиро. Он собрал в театре очень талантливую режиссёрскую группу: Цхивирава, Кузин, Праудин. Это сильно изменило ситуацию внутри театра».


circle (2)Игорь Данюшин, заслуженный артист России, в труппе театра с 1977 г.:

«Для детей играть труднее, чем для взрослых, по одной простой причине – им нельзя соврать. Соврёшь на сцене – себе дороже выйдет. Малыши же сразу переключают внимание на что-то другое — у детей очень богатая внутренняя жизнь. В таких случаях можно считать, что ты проиграл себе. Актёры очень хорошо проверяются на детской аудитории.

Самое непростое – это назвать любимые роли. Наверное, одна из самых приметных – Шишок. Это очень трогательная история о восьмилетней девочке, которая заводит дружбу с чудным существом. На этом спектакле дети плакали вовсю. Но, как верно говорил Евгений Фридман, если ребёнок в четыре-пять лет способен заплакать такими сочувствующими слезами, значит, из него вырастет-таки хороший человек. Никто ведь не может никого заставить плакать. А дети, видимо, чувствовали что-то такое сложное. Ведь в жизни так бывает: нет уже человека, он ушёл, и на этом детство кончается.

Люди приходят в театр обманываться, они хотят находиться в мороке.

Публика, на мой взгляд, совсем не изменилась. Она все такая же требовательная к правде, такая же податливая. Люди приходят в театр обманываться, они хотят находиться в мороке. Я работал прежде в других городах, так что могу сказать, что публика, скорее, разная географически – в Ростове, например, одна, а в Самаре совершенно другая.

В 1995 году английский режиссёр Аласдер Рамсей пригласил нашу труппу в Великобританию с «Гамлетом». Реакция зрителей была удивительной! При том, что у них бисировать больше двух раз не принято, меньше восьми нашу труппу не вызывали.

Худрук недавно раздавал нам анкеты, так вот в них последний вопрос выглядит примерно так: «Ваша мечта». И я написал: «Режиссёр». А о чём еще может мечтать актёр? Конечно, я мечтаю найти своего режиссёра».

~

О предстоящем сезоне, влиянии финансового кризиса и работе с «юным зрителем»

circle (3)Павел Маркелов, художественный руководитель «СамАрта»:

«На новый сезон у нас объявлено две премьеры: «Иванов» Анатолия Праудина и «Горе от ума» Александра Кузина. Все остальные постановки в процессе обсуждения, но планировать наверняка пока сложно, поскольку мы не имеем представления о бюджете следующего года. Сейчас моя личная главная надежда и мечта – это чтобы ничего не сорвалось с переходом на новую сцену (реконструкция театрального комплекса началась в 2002 году, открытие сцены назначено на 10 сентября этого года – прим. ред.).

В апреле наш театр участвует в фестивале «Поволжские театральные сезоны» со спектаклем «Вино из одуванчиков» во внеконкурсной программе. Художественная политика фестиваля – это классический репертуар, и у театра-участника должны быть новые постановки. В связи с тем, что «классику», которую мы должны были показать в этом сезоне — «Иванов» и «Горе от ума», пришлось отложить по техническим причинам, ничего нового в нашем репертуаре не оказалось. Звучало предложение выдвинуть на конкурсную программу спектакль «Жизнь артиста», так как этот материал вроде бы по Достоевскому, но пьесу написал все-таки Семеновский – современный автор. То есть «Жизнь артиста» попадает под категорию «современная драматургия», и уже не может участвовать в основной программе. А вот Рэй Брэдбери как раз классический автор, но спектаклю уже не один год, так что мы показываем его вне конкурса.

CDGv7Viu9UE

 

«СамАрт» реализует сегодня несколько театральных проектов. На базе театра ежегодно проходит лаборатория «Молодая режиссура», в результате которой режиссёры со всей страны создают эскизы спектаклей для детей. Самые удачные эскизы берутся в дальнейшую работу и уже полноценными спектаклями входят в репертуар театра. Ближайшая будет в сентябре, после открытия новой сцены.

Сейчас моя личная главная надежда и мечта – это чтобы ничего не сорвалось с переходом на новую сцену.

В том числе продолжается проект «Автограф», включающий всю труппу театра. Он проходит в формате творческих встреч с нашими актёрами. В этом году ожидается четыре запланированных «Автографа». Первый будет у Юрия Долгих, затем у Василия Чернова, у него был юбилей, который совпал по срокам с юбилеем театра, так что мы перенесли его на весну (остальных актёров должны будут выбрать зрители на сайте и в группе театра в «ВКонтакте» – прим. ред.).

С ноября наш театр участвует в «Театральном маршруте». Это проект социальный, подготовленный для ветеранов труда Самарского металлургического завода. В рамках него проходят творческие встречи с актёрами разных городских театров, ветеранов приглашают на спектакли. Ольга Алексеевна (Агапова – прим. ред.) была первой, так что открывала этот проект, а у меня встреча состоится 30 апреля в ДК «Победа».

В следующем году у нас выпускается второй режиссёрский курс Анатолия Праудина (актеры «СамАрта» – прим. ред.). Раньше, когда выпускался первый курс, планировалось, что в итоге будет что-то вроде показа дипломных работ выпускников под тем или иным названием. Мне кажется идея правильной. Режиссёрские работы актёров, обучающихся на курсе, довольно интересны, мне кажется, там есть чем делиться со зрителем. И мы постараемся сделать так, чтобы это стало отдельным проектом – альтернативной формой зрелища, площадкой для эксперимента в театре.

В афишу театра уже вошёл спектакль выпускника курса – артиста Дмитрия Добрякова. Это «Манюня» по Наринэ Абгарян. В планах «СамАрта» есть сотрудничество с Ольгой Агаповой как с режиссёром. Название материала, с которым она будет работать, озвучим позже. Это давняя идея самой Ольги, и театром она была поддержана – здесь наши интересы сходятся. Так что в ближайшее время будем думать над сроками, хотя сложно что-либо планировать, пока мы не освоим новую сцену.

Театр ориентируется либо на зарабатывание денег, либо на творческий поиск.

Думаю, есть два способа существования внутри кризиса: либо пойти по пути лёгких продаж, либо сделать ставку на качество продукта. Лёгкие продажи всегда дёшево делаются, дёшево и получаются. Конечно, мы не можем себе позволить дороговизну, но с художественной точки зрения мы долгие годы продолжаем себе выставлять высокий счёт. Для того чтобы выжить, не нужно выбирать низкопробный, второсортный материал, ведь стоимость театра определяется лишь оценкой зрителей.

Сложные времена бывают всегда. В девяностые годы приходилось буквально голодать, вся страна это помнит. Так что нынешний кризис нас особенно сильно не пугает. Несмотря на все стенания, мы живём неплохо, и если уж в те трудные времена театр себе не изменил, то уж сегодня и подавно.

Театр ориентируется либо на зарабатывание денег, либо на творческий поиск. Как правило, эти две тенденции обратно пропорциональны друг другу, весь вопрос только в художественной политике. «СамАрт» ни в коем случае не изменит себе в репертуарной политике в угоду финансовой стороне вопроса.

ZtPmwZ4gK_o

 

У меня оптимистичный взгляд на нынешнюю молодёжь. Мне кажется, она стала более театральна, у неё повысилась зрительская культура. У нас есть специалисты, которые работают со школьниками. Дети не просто смотрят спектакль, но и получают какую-то информацию о нём заранее, после спектакля участвуют в обсуждении. Мне бы хотелось создать при театре дискуссионный клуб, на котором могли бы открыто обсуждаться самые разные вопросы. Отчасти я исхожу из того, что любовь к полемике у юного зрителя сегодня очень велика.

Для нас важна обратная связь, важно, чтобы люди формулировали своё отношение к тому, что мы делаем. Я уверен, что необходимо постоянно находиться в диалоге, это одна из причин, по которым мы сегодня увеличили своё присутствие в социальных сетях.

Было бы интересно проводить студийную работу с детьми. Сделать театр не просто театром, а досуговым центром, в котором будет присутствовать и свободная образовательная часть. В эту сторону есть свои мечты: интегрировать разные виды искусств, то есть проводить на базе театра выставки начинающих художников, какие-нибудь музыкальные концерты, приглашать хореографов и прочее. У нас был когда-то проект «Лица», в котором молодым как раз давалась возможность проявить себя. Мне кажется, это очень правильное направление развития».

Адрес Самарского театра юного зрителя — ул. Льва Толстого, 109.

Сайт театра. Группа в ВКонтакте.

Текст: Екатерина Аверьянова