Исследование ДГ: Солнечная — новая улица старых проблем
3 619
Реконструкция Солнечной закончилась несколько лет назад, но если взглянуть на улицу сверху, наложив слой сервиса Яндекс.Пробки, мы увидим, что её жители испытывают те же проблемы, что и обитатели, скажем, улицы Партизанской. Что не так на Солнечной, разбирался ДГ, продолжая свои городские исследования.
Реконструкция Солнечной завершилась в 2012 году. Двухполосный дублёр Ново-Садовой расширили до полноценных четырех полос. Почти на всем протяжении улицы с двух сторон появились тротуары. Изменилась схема движения. Ввели в строй долгожданный участок дороги от Онкоцентра до 9-й просеки.
Городские “благоустройщики” отчитались о тысячах квадратных метров уложенного дорожного покрытия, новых тротуаров и газонов. Но им оказалось не по силам спрогнозировать появление новых жилых комплексов, которые выросли за эти четыре года на просеках в дополнение к тем, что были построены в конце 2000-х. Вероятно, в департаменте благоустройства не знали о выданных разрешениях на строительство и планах профильных департамента и министерства по вводу нового жилья. Такое бывает.
Вокруг новых муравейников закипела жизнь. Жители-автовладельцы развели интенсивный автомобильный трафик, а пешеходы протоптали свои муравьиные тропы, иной раз мимо организованных переходов, создавая препятствия первым. Появились новые центры притяжения — офисы, фитнес-центры, магазины, как назло, не обеспеченные парковками в нужном количестве. Спустя четыре года Солнечную, которая стала для жителей единственным порталом в город, можно снова реконструировать.
Левый поворот с Ново-Садовой у “Апельсина”
Прежде чем приступить к исследованию Солнечной, нужно на эту улицу попасть. Сворачиваем с Ново-Садовой на XXII Партсъезда у “Апельсина”. И, конечно, стоим в пробке. Этот перекрёсток — довольно типичный транспортный узел для Самары, где главная проблема — это левый поворот. В вечерний час пик, когда с работы возвращаются жители просек, пробка может начинаться от Советской Армии.
В это время движение на перекрёстке обычно регулирует сотрудник ДПС. Этот архаичный способ организации движения уместен в старом городе — постовой во френче, галифе и яловых сапогах по моде послевоенных лет, театрально размахивающий своим деревянным жезлом, может стать изюминкой на одном из туристических маршрутов. Но для решения транспортной проблемы на этом перекрёстке должны быть приняты более современные меры.
Проект реконструкции Ново-Садовой предлагает двухуровневую развязку на перекрестке с XXII Партсъезда. Чтобы развернуться или повернуть налево, нужно будет проехать 200 метров до следующего перекрёстка. Повернуть на XXII Партсъезда можно будет и с дублёра Ново-Садовой, нырнув под эстакаду у “Апельсина”. Но ещё год назад стало известно, что реализация этого проекта откладывается на неопределённое будущее, потому что нет денег.
Предложение: расширение Ново-Садовой в этом месте и выделение отдельной полосы для поворота налево.
Стихийная парковка в правом ряду XXII Партсъезда
Спасибо товарищу полицейскому, нам удаётся повернуть налево. Спускаемся по XXII Партсъезда и упираемся в стихийную парковку, которую устроили в первом и единственном ряду этой узкой улицы. Чтобы преодолеть препятствие, водители выезжают на полосу встречного движения.
Предложение: напрашивается знак “Остановка запрещена”, поскольку пропускная способность XXII Партсъезда не справляется с интенсивным движением.
Остановки общественного транспорта
Спускаемся вниз, и мы на Солнечной. Обратили внимание, что напротив остановки “Солнечная (5-я просека)” нет остановки, чтобы уехать в обратном направлении. “Ok Google, где тут ближайшая остановка?” “Ок, ребята, ближайшая остановка на противоположной стороне улицы — «Шверника». До неё 354 метра”. Характерно, что у “Шверника” также нет брата-близнеца.
Едем дальше. Остановки “Школа № 149”, как это следует из названия, расположены напротив 149-й школы. Но очевидно, что основной трафик пассажиров идёт с 6-й просеки и квартала в границах Шверника и Звёздной, от которых остановки удалены. И так по всей улице — остановки общественного транспорта установлены в хаотичном порядке, без привязки к пешеходным потокам и объектам сервиса.
Предложение: установить остановки общественного транспорта там, где они нужны пассажирам.
Перекрёсток Солнечной и 9-й просеки
Замерили фазы зелёного цикла светофора в обоих направлениях и количество проезжающих машин. По Солнечной — основному направлению автомобильного трафика — зелёный свет горит 50 секунд. За это время проезжают 35 машин. На 9-й просеке зелёная фаза длится на 5 секунд дольше — 55 секунд для 10 автомобилей. Замер производился в 18:30. Очевидно, что при таком распределении автомобильных потоков зелёная фаза на Солнечной горит слишком коротко, а на 9-й просеке не нужен такой длительный зелёный свет.
Утренние исследования, проведённые в 9:00-9:10, показали поток — 20 автомобилей с 9-й просеки против тех же 35 со стороны Солнечной. Дополнительно мы исследовали светофоры ещё на двух перекрестках. На пересечении Солнечной и 8-й просеки соотношение автомобилей составило 50 к 8, длительность светофорного цикла — 60 к 30 секунд, на перекрестке проспекта Кирова и Солнечной соотношение автомобилей — 40 к 45, светофорных циклов — 40 к 40.
Предложение: регулировать фазы светофора с учетом интенсивности и направления трафика.
Дом на красной линии
Двигаемся в самый конец Солнечной. Проект реконструкции Ташкентской предусматривает организацию транспортной развязки на пересечении этой улицы с Демократической с выходом Солнечной на этот узел. Если проехать до конца Солнечной, можно увидеть дом, забор которого выходит за красную линию улицы. В этом можно убедиться не только визуально, но и на публичной кадастровой карте — часть строений этого домовладения оказалась на территории общего пользования. Удивляет то, что на чертеже проекта реконструкции Ново-Садовой именно в этом месте Солнечная делает изгиб, огибая эти незаконные, по всей видимости, строения.
Предложение: искать решение в правовом поле.
Парковка у Самарского онкологического центра
Разворачиваемся и движемся в обратном направлении. В будний день водители паркуются перед онкоцентром на проезжей части, занимают правую полосу движения, причём с обеих сторон улицы, создавая таким образом помеху другим водителям. Парковка размером в полгектара, расположенная через забор от центра, проблему не решает. Новый онкоцентр спроектировали в 1995 году, построили в 2006-м. За это время автопарк в Самаре и области увеличился в несколько раз.
Предложение: запретить стоянку в правом ряду дороги, сделать остановку для высадки и посадки пассажиров. Из области фантастики — строить подземный паркинг или перенимать у немцев технологию создания автомобильных башен.
Дорога к храму
По пути из онкоцентра в собор Кирилла и Мефодия нет пешеходной дорожки от перекрёстка проспекта Кирова и Солнечной до автозаправки. Этот путь придётся преодолевать по краю проезжей части либо по тротуару, расположенному на другой стороне проспекта Кирова, совершая крюк почти до Ново-Садовой.
Предложение: сделать путь от онкоцентра к храму коротким.
Парковка у фитнес-клуба на Солнечной, 30
Несмотря на то, что проект административного здания на Солнечной, 30 был утверждён намного позже онкоцентра, проблема та же — мест на парковке не хватает, машины посетителей занимают правую полосу, уменьшая пропускную способность дороги. Это характерный пример того, как муниципалитет, разрешая строительство нового здания, не обеспеченного парковочными местами, создает себе новые задачи, решать которые не торопится.
Предложение: запретить парковку в правом ряду, вменить в обязанности фитнес-инструкторов регулировать парковку автомобилей у клуба, рекомендовать посетителям устраивать разгрузочные дни и регулярно приезжать на общественном транспорте.
Пешеходы-призраки
Двигаясь по Солнечной в сторону центра между 6-й и 5-й просеками, легко не заметить пешехода, пересекающего по “зебре” противоположную сторону дороги. Особенно в тёмное время суток. Виной всему частый рисунок металлического ограждения, установленного на “отбойнике”, и перепад высот — противоположная сторона Солнечной выше примерно на полметра. С правой стороны пешеходный переход закрывают автомобили, припаркованные возле ресторана «Тухтин». Кстати, в среднем за 10 минут по «зебре» переходят дорогу 42 человека.
Предложение: убрать несколько метров ограждений перед переходом с обеих сторон и сделать подсветку.
Пешеходы-смертники
Буквально в 50 метрах от этого пешеходного перехода через Солнечную проложен стихийный пеший маршрут со средним трафиком 14 человек за 10 минут, или примерно 500 человек в сутки. Жители 5-й просеки ленятся дойти до “зебры” и переходят дорогу по кратчайшему пути, рискуя своей жизнью и свободой водителей. Через сотню метров, у “Пятёрочки” — ещё одна “тропа”. В этом месте дорогу пересекают до 25 пехотинцев за 10 минут, или около 1000 человек в сутки. Из-за грубой ошибки, допущенной при проектировании пешеходной инфраструктуры, ежедневно около 1500 горожан ежедневно подвергают свою жизнь опасности.
Предложение: организовать переходы там, где проходят проходят пешеходные потоки, либо изменить направление этих потоков, организовав, например, пешеходную дорожку от остановки «Завод Тарасова» до светофора на пересечении XXII Партсъезда и Солнечной.
Пешеходы-свиньи
Ещё одно испытание для пешеходов — 50-метровый участок пути по улице XXII Партсъезда у самой Ново-Садовой. На этом участке нет асфальта — одно неловкое движение, и можно оказаться по уши в грязи.
Предложение: положить асфальт.
Выезд с Солнечной через «МТЛ Арена»
Выезд с Солнечной на Ново-Садовую затруднён, особенно в пиковые утренние часы, когда обитатели «спальников» едут на работу. Проблему с избыточным утренним трафиком отчасти решает проезд через «МТЛ Арена». Но шлагбаум перед въездом на стоянку этого спортивного сооружения в будние дни, как правило, закрыт. Кстати, интересно проверить, на чьей территории он установлен. Если судить по публичной кадастровой карте, именно в этом месте проходят границы нескольких участков частной и публичной форм собственности.
Предложение: в утренний час пик держать шлагбаум открытым.
Цель исследования ДГ обратить внимание на городские проблемы и предложить варианты их решения, с которыми, конечно же, можно поспорить, и каждый неравнодушный горожанин может присоединиться к этой работе. Мы не обращали внимание на такие важные детали, как состояние дорожного полотна, примыкающих «газонов», пешеходных ограждений, которым можно посвятить отдельное исследование.
Над материалом работали: Андрей Чернов, Михаил Трифонов, Евгений Нектаркин.
Главная иллюстрация — Слава Степанов.