,
Победитель аукциона на создание единой архитектурно-художественной концепции благоустройства гостевых маршрутов Самары, питерская компания «Севзапинжтехнология», приступила к её реализации. Не беда, что концепция ещё не утверждена — речь пока идёт об испытаниях свойств краски. Но удивительное сочетание ярких цветов, в которые раскрасили фасад панельного дома по Московскому шоссе вызывает приступ легкого недоумения.
ДГ обратился к самарским архитекторам с просьбой рассказать о своём отношении к проекту и его возможной реализации.
Алексей Самарцев, главный архитектор Самары:
— Проект единой архитектурно-художественной концепции благоустройства гостевых маршрутов Самары, разработанный ООО «НИИПРИИ «Севзапинжтехнология», не утверждён. Разработчики отрабатывали замечания, повторно представили проект, и мы его сейчас рассматриваем.
Фасады домов на Московском шоссе покрасили для испытания краски, поскольку она должна быть особенной и обладать хорошим сцеплением с поверхностью плитки, с бетоном, с другими поверхностями. Колористическое решение оговаривалось как предварительный вариант, и если оно будет отличаться от концепции, которая будет утверждена, эти фасады, наверное, перекрасят.
Сергей Малахов, архитектор, профессор СГАСУ:
— Я давно не был на Московском шоссе, но, судя по фотографиям, это какой-то гротеск. Практика раскрашивания готовых многоэтажных домов началась с Чертаново в 1970-х годах, когда возникали бесчисленные проекты по разделению города на цветовые фрагменты идентичные. Но это всё кончилось ничем, потому что раскрашивать готовые дома по керамической плитке или по панелям невероятно неблагодарная задача.
В Самаре существуют два цветных города в микрорайоне Солнечный — жёлтый и голубой по разные стороны дороги. Большего добиться сложно. Ремонтировать фасады 1970-80-х годов крайне тяжело, если не покрыть их вторым искусственным слоем нового поколения. Как это сделать, не представляю. А раскрасить керамическую плитку? Нужно было просто оставить эти дома в покое и показать новые объекты или придумать ещё какой-то божественный ход.
Это сюжет с очень неприятными ассоциациями. Напоминает кровоточащие десны. Я уже имел честь увидеть окровавленную дорожку на площади Славы, ведущую к стенке. С красным цветом нужно очень тонко работать. Это очень дорогой цвет, и его нельзя разбазаривать на большие пространства. Что они хотели показать? Отделить красным небо от нашей бренной земли? Как будто с неба пролился кровавый дождь, но так и не долетел до земли — застыл туманом.
Вероятно, мастера хотели сделать Самару необычной, потрясти туристов и болельщиков. Но есть опасение, что до 2018 года краска покроется пылью или вовсе облупится. Придётся завешивать фасады персидскими коврами или фанерными щитами. На щитах, кстати, можно изобразить кирпичную кладку или нарисовать различные пейзажи, пальмы, баобабы. Можно создать иллюзию, что едешь по пустыне или по Манхэттену.
Видимо, наши власти никак не могут найти художников и дизайнеров. Сильный туман и им приходится искать на ощупь. «Художники, дизайнеры, где вы?» Стоит петербуржец, похожий на Достоевского или Пушкина. «О, художник! Пойдем с нами, вот тебе деньги. Срочно раскрась за одну ночь весь город, чтобы все удивились». Утром город просыпается, а тут такая удивительная картина.
Виталий Стадников, экс-главный архитектор города, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
— Надо проект смотреть, но, судя по всему, это просто колеровка. Но приведение фасадов в порядок — это не покраска торцов зданий, а скорее, решение других вопросов, например, упорядочивание всего облика. Остеклением надо заниматься и ремонтом фасадов, а не покраской, которая облупится и пропадет через год. Конечно, это не те меры, которые необходимо было предпринимать для этих целей. За любые деньги, даже самые малые, можно найти вполне удовлетворительные решения, но дурная голова — дурное решение. Бюджет освоен.
А “Севзапинжпроект” — это компания, которую завёл на самарский рынок Минстрой, и вместе с двумя другими — “Ленгипрогор” и “РосНИПИурбанистика” — они получают все контракты.
Светлана Малышева, архитектор, декан СГАСУ:
— Раскраска фасадов — это самая последняя часть в оформлении и декорировании маршрутов. Подход должен быть комплексным. Начинать нужно с восстановления фасадов, решать больше технические вопросы — утепление боковых торцов, обновление швов, единое решение по остеклению и балконам.
Нужно минимальными средствами обновить то, что есть, поддержать эстетическое решение сложившегося пространства, а не придумывать “новый дизайн” и усугублять ситуацию, раскрашивая неотремонтированный фасад. Фасады нужно оставить в той же цветовой гамме, ни в коем случае не раскрашивая такими весёлыми цветами. Масштаб архитектуры не терпит сочных и ярких цветов.
Высокие фасады делают незаметными, чтобы они не доминировали над средой. Яркие цвета в большом масштабе визуально напрягают. Это цветовой шум. Зачем его усиливать? Просто неграмотное решение. Нельзя к архитектуре так относиться.
Взять Париж или Санкт-Петербург, которые восхищают нас своей архитектурой и пространствами. Мы же не увидим там такого безумия на фасадах. Почему Самара при подготовке чемпионату мира должна заниматься этой раскраской? Это неправильное расходование бюджетных средств.
К тому же плитка имеет глазурованную поверхность. Продержится ли краска до 2018 года?Не получим ли мы в чемпионату облупившиеся яркие фасады?
В рамках гостевых маршрутов можно подчеркнуть уникальность каждого района города, потому что это всё разные исторические эпохи, архитектура и стилистика. И в большей степени работать с пространством, близким к человеку — речь идёт о благоустройстве на уровне первых этажей, малых формам и наведении порядке в рекламе.
Александр Шуткин, архитектор, руководитель архитектурного бюро Т.М.:
— Сама по себе идея колористического решения фасадов унылых панельных домов не нова — в СГАСУ разрабатывались такие проекты. Причём проводился достаточно глубокий анализ ситуации, разрабатывалась определённая методология колористических решений города в зависимости от особенностей восприятия фасада многоэтажки человеком.
В том проекте, который мы видим сейчас, предлагается применить некое “единое цветовое решение” для всей улицы, что, собственно, само по себе уже рождает вопрос — чем принципиально будут отличаться однотипно цветные дома от однотипно серых — облупленных, как они сейчас есть? В целом же складывается впечатление крайне формального подхода к задаче. Не говоря уже о том, что предложенная концепция вряд ли тянет на обозначенный бюджет, даже если бы включала в себя дорогую динамическую 3D-анимацию.
Юрий Астахов, архитектор, член правления регионального отделения Союза архитекторов РФ:
— Реализацию проекта я ещё не видел, но знаком с концепцией. Нас собирали в департаменте строительства, показывали. Проект вызвал негативную оценку как у профессионалов, так и у чиновников. Единодушное мнение — люди не умеют работать. Концепция бессмысленна, беспомощна и выполнена неквалифицированными специалистами. Приехал вчерашний студент и что-то там нарисовал. То, что сейчас происходит в сфере проектной деятельности в Самаре — это экспансия малограмотных варягов.
Как этот проект выиграл тендер? А вспомните площадь Славы. Контракт заключили с фирмой, не имеющей в своем в штате архитектора. Тендеры — это коррумпированная и порочная система распределения проектных заказов. Через эту систему ничего хорошего сделать нельзя.
Ирина Павлова, архитектор:
— Некоторые решения фасадов по Московскому шоссе мне кажутся приемлемыми, но градиент от бордового к жёлтому не из них. У архитекторов на 3-м курсе есть предмет «колористика», где занимаются в том числе и фасадами. За работы такого уровня «отлично» не ставят. Неправильно применять в таких масштабах непродуманные «студенческие» решения.
На мой взгляд, слишком много акцентов. Хочется более лаконичных решений. Когда цвета столько, перестаёшь воспринимать его как акцент. Грамотная расстановка ритма пауз и ударений — сложная задача, по сути, именно этим и занимается любое искусство. В музыке произведение не может состоять из одних кульминаций, в компании не могут быть все работники главными, в жизни праздник не может быть каждый день, а на Московском шоссе не могут быть все фасады яркими. Но, видимо, всё возможно. Кстати, относительное разнообразие фасадов типовой застройки могло бы помочь людям лучше ориентироваться в городе
Разработка архитектурно-художественной концепции благоустройства гостевых маршрутов, по сути, лица города к чемпионату мира, включает в себя не только колористическое решение фасадов. Там заложено множество разделов, в том числе благоустройство пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Практически каждое из направлений является темой диссертации одного из преподавателей архитектурного факультета СГАСУ, специалисты годами размышляют о том, как сделать город лучше в конкретной сфере, и применяют свои методы к Самаре. На мой взгляд, для города является большим упущением, что настолько важным проектом занимаются специалисты без глубокого знания контекста Самары.
Фото: Антон Черепок, обложка отсюда.