Архитектор Елена Сысоева о путях сохранения старой Самары
1 034
«Другой город» пообщался с Еленой Сысоевой, кандидатом архитектуры, доцентом кафедры архитектуры СГАСУ, соавтором книги «Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары» о путях спасения деревянной Самары.
Елена Сысоева
— В каком месте города имело бы смысл сейчас, в первую очередь, сохранять зону первоначальной застройки?
— Это могла бы быть и Арцыбушевская, и улица Ульяновская, район старой застройки. Хотя, вы знаете, сейчас сделать это очень тяжело, потому что в каждом квартале уже есть новострой. Даже из окна вашей редакции видно сочетание старого и нового. Только у нас нет гармоничного сочетания исторической архитектуры и «новостроя». У нас исчезают прежде всего не памятники архитектуры, а фоновая застройка. Вот, например, дом Маштакова стоит, а фоновой застройки уже нет, и он потерялся — его нет фактически.
Так что сохранять нужно либо целыми кварталами, если они еще сохранились, либо какими-то фрагментами, улицами, может быть, частями кварталов. Но и здесь нужно соблюдать парцелляцию дворовладений. Что такое парцелляция? Вот мы имеем регулярный город. Первым в России регулярную застройку ввел конечно же Петр I.
Регулярный город — это город созданный на регулярной планировочной основе — квартал прямоугольной формы, квадратные кварталы и нестандартные кварталы, как например, в районе изгиба улицы Ульяновской, вдоль волжского берега. Дальше каждый квартал разбит на домовладения в среднем на 12-16 с каждой стороны — это и есть парцелляция.
И как у нас делается новая застройка — берется участок на котором нет домов или не плотная застройка, без учета порцеляции дворовладений изымается этот участок. Строится новое здание. Остается один памятник архитектуры или одно здание фоновой застройки и оно теряется на фоне нового здания. Поэтому и нет гармонии.
— В Самаре в 1980-х годах реализовывался проект по сохранению деревянной Самары около нынешнего Музея им. Алабина…
— Что касается этого квартала это в основном “новодел”, за исключением лавки Рытикова [где располагается Дом-музей семьи Ульяновых — прим. ред.]. Но и этот дом постоянно обновлялся, ремонтировался. А все остальное — это современные дома. Конечно, они построены по старым образцам, по старым проектам, и отчасти строителям удалось сохранить атмосферу старого города на этом маленьком отрезке улицы. Но если бы это была первоначальная застройка, которая сохранилась на том месте, на котором она была построена — она оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на людей. А как говорят, без прошлого, невозможно настоящее — звучит банально, но так оно и есть.
В Самаре большое количество застройки, которая находится в плачевном состоянии, и по техническим паспортам БТИ ее износ составляет 80-90 %, причем без обследования, просто на том основании, что она была построена в XIX веке. И конечно, все это нуждается в реставрации и может быть отреставрировано. Мы часто видим деформацию этих деревянных домов, пристроев, и не потому что они полностью сгнили, а потому что, например, подгнили только нижние венцы. Нужно их заменить, заменить крышу, организовать водоотвод от стен, от цоколя и здание будет в нормальном состоянии. Просто если есть силы, есть люди, которые могут этим заниматься, то надо это делать конечно.
— Ваше мнение, как специалиста, можно ли назвать 10-20 наиболее значимых объектов, которые нужно спасать в первую очередь?
— Ну, прежде всего следует открыть реестр объектов культурного наследия Самарской области, посмотреть памятники архитектуры. Представляет интерес — профессиональная архитектура, Дом Маштакова, конечно, дом на Ярмарочной 27, дом с эркером на Садовой 105, там их несколько домов красивых. Это и дом Поплавского, конечно. Он строился известным самарским архитектором Щербачевым и дополняет Драмтеатр. Они построены, можно сказать, в ансамбле, в сочетание стилей. Рядом кирпичный дом горел, и перекинулся огонь на крышу этого деревянного дома, пострадала одна из башенок. И вообще декоративные элементы этого дома находятся в аварийном состоянии.
Дом Челышева на улице Фрунзе. Интересно, что Челышев строил доходные дома из кирпича, а сам жил в деревянном доме, потому что деревянные дома всегда считались более благоприятными для человека. Вообще, в России уже после того, как стали возводить первые этажи домов из камня в них располагались подсобные помещения, жила челядь и прислуга, а сами домовладельцы жили на верхних деревянных этажах. Но хотелось бы отметить, что если мы говорим о 10-20 домах, то речь идет не о
комплексной реконструкции квартала, это опять единичные объекты.
— Хотелось бы их обозначить, если речь пойдет в том числе о переносе таких домов. Тот же дом Маштакова потерялся среди новой застройки…
— Да, говорят, что его будут переносить. Он уже порядка двадцати лет стоит в таком состоянии. Если речь идет о реставрации самих домовладений, то если нет возможности реставрировать кварталами, то все равно нужно это делать в комплексе — хотя бы усадьбами. Для этого необходимо оценить историко-культурную ценность всех строений бывшего домовладения — и жилые постройки, и хозяйственные помещения. Чтобы хоть как-то сохранить историческую застройку, архитектурную среду купеческого города.
— Как часто нужно реставрировать деревянные дома?
— Сложный вопрос и зависит от многих факторов, но раз в 50 лет они точно должны обследоваться. Дело в том, что с тех пор как в 1920-е годы прошла муниципализация жилья в Самаре, деревянными домами никто не занимался. Если раньше эти дома принадлежали одному владельцу, то теперь в каждом доме стало жить по 6-10 семей, менялась планировка дома, прорубались оконные или дверные проемы, там где их не должно было быть. И у этих людей не было ни средств, ни желания проводить в этом доме
реставрацию.
— Если взять здание Самарского литературного музея — усадьбу А. Толстого, много ли там «новодела», сохранились ли ее оригинальные элементы, и требует ли она реставрации?
— Я знаю, что в 80-х годах ее приводили в порядок реставраторы из Ленинграда, в советский период в усадьбе располагался детский сад и другие учреждения. Здание было покрыто штукатуркой. Пришлось реставраторам ее удалять. Восстанавливали утраченные декоративные элементы. Но с тех пор прошло уже более 30 лет и здание уже нуждается в реставрации. Его как могут подновляют, но любое здание, со временем нуждается в реставрации.
— Есть в Самаре силы и средства для того, чтобы производить реставрационные работы, не привлекая специалистов из других регионов?
— В Самаре есть достаточно много реставрационных мастерских, есть специалисты по деревянному зодчеству, вопрос только в средствах на реставрацию этих объектов.
— Хотелось бы услышать Ваши рекомендации с чего начать спасение деревянной Самары?
— Понять структуру города, поквартально проинспектировать сохранившуюся старинную застройку города, сделать краткий обзор. Поднять разработанные охранные зоны на объекты культурного наследия на некоторые объекты, исторические справки по зданиям, посмотреть где в каком объеме сохранилась деревянная архитектура, и где возможно сохранить «живые» кварталы с исторической застройкой, а где создать музей.