Для Канского покатит. Сегодня и завтра местного любительского кино по итогам фестиваля «70/30»

 98

Автор: Редакция

В субботу, 1 марта, в арт-клубе “Корица” состоялось закрытие первого самарского фестиваля воображаемого кино “70/30”. Слово “воображаемое” не должно пугать или вызывать скепсис у наших читателей. Для участия в конкурсе было представлено более 30 картин, снятых нашими земляками. Картин вполне реальных и заслуживающих полное право на существование.

Текст, фото: Вадим Кузнецов

pzeB1olCyNE (1)

Самара никогда не была фаворитом у приезжих кинематографистов. Фильмы, снятые на её улицах (или же под землёй), можно посчитать по пальцам одной руки. Ещё сложнее всегда обстояло с фильмами, которые снимаются кинематографистами местными, будь то независимые студии или самородки-одиночки. Для них в нашем городе никогда не было большой и, что главное, регулярной площадки, где каждый мог бы выйти из тени — “себя показать, на других посмотреть”. Пробовал сделать нечто подобное еще на заре времён киноклуб «Ракурс» в рамках знаменитой программы «Белый квадрат», но «квадратные» времена уже давно канули в Лету, став частью местной околокультурной мифологии.

С тех пор в городе народились не просто киностудии, а целые киношколы (причём, не одна), давно привыкшие вариться в собственном творческом соку. «Зачем им нужны фестивали?» — спросите вы. Ответим не мы, но сам Чарльз Дарвин: для эволюции, борьбы видов и естественного отбора.

Валерия Гатауллина (член жюри, арт-клуб “Корица”)

Людей, которые снимают кино, в Самаре очень много. Они, как правило, знакомы друг с другом. Иногда — дружат, иногда проводят какие-то совместные акции, не заботясь о каком-либо публичном признании. Чаще всего каждый крутится в каком-то своём маленьком мирке и этим мирком вполне доволен…. Но еще больше в Самаре людей, которые мечтают снимать кино, готовы ради этого свернуть горы, но не знают с чего начать. Мы попытались собрать и тех, и других… Не сказать, что у нас получилось именно то, что мы с самого начала планировали, но одно очевидно — первый камень положен. Теперь, после завершения фестиваля, мы сразу приступим к организации следующего, который состоится, вероятнее всего, через год.

Андрей Хорь (член жюри, сообщество “Киносамара”)

И на этот раз это будет не только короткометражное видео, но и прочие форматы, востребованные в наше время. Например, было бы интересно создать программу (пусть даже конкурсную), посвященную целиком самарским сериалам (но только не телевизионным, а ютубовским). Вся страна знает наркомана Павлика, у каждой серии – миллионы просмотров, но не все в курсе, что Павел Радонцев на этом поле далеко не единственный самарец.

Феликс Зилич (член жюри, сайт “Кинопоиск”)

За последние годы требования к любительскому кино серьезно изменились. Лет десять назад никто не придирался к качеству съемок и уровню монтажа. Любой человек, взявший в руки камеру и вышедший с этой камерой на улицу, уже выглядел героем масштаба Годара или Уорхола. Теперь же, когда качественное видео в HD может позволить себе любой средний руки фотоаппарат (и даже телефон), а программу для монтажа видео и спецэффектов способен освоить за вечер каждый желающий, требования к материалу стали куда выше… и некоторые фильмы-участники фестиваля демонстрируют необычайно высокий уровень реализации.

Михаил Куперберг (член жюри, киноклуб “Ракурс”)

К сожалению, проблема у многих картин не с качеством, а с идейным содержанием. Люди, в самом деле, овладели формой, но совершенно не понимают, какое содержание в неё вкладывать. И это не местная проблема, она —  общая для всего нашего кино да и для времени тоже. Люди что-то где-то посмотрели и теперь пытаются это повторить. Зачем? Для чего? Мои слова могут показаться, на первый взгляд, излишне суровыми и жесткими, но это необходимо, если мы не собираемся превращать наш фестиваль в обычные местечковые посиделки… Не стоит также забывать, что главный приз, который получит фильм-победитель – приглашение на Канский фестиваль….  Не тот, который в Каннах на Лазурном берегу, а на международный видеофестиваль авангардного и альтернативного кино, который проходит с 2002 года на севере нашей страны в городке Канск (Красноярский край).

5-eLzepeZk0

Суть любого фестиваля — не только сборы на красной дорожке за чаем и торжественная раздача слонов, но еще и работа за зрителем. Показы популярных фильмов — как старых, так и новых; проведение мастер-классов от профессиональных кинематографистов,

В течение фестивального месяца, пока потенциальные конкурсанты доделывали и переделывали свои фильмы, дабы они соответствовали условиям конкурса, в арт-клубе “Корица” проходили занятия по экранному ремеслу. Любой желающий мог стать посетителем и участником лекций, посвященных искусству написания сценария, правильной раскадровки, работы с гримом и бутафорией.

При особом желании и правильном боевом настрое любой студент мог сочинить за месяц лекций собственный сценарий, обсудить его с преподавателями, найти себе сообщников, а потом приступить к подготовке работы над своей будущей картиной. В заключительный день фестиваля, когда члены жюри смотрели последние фильмы конкурсной программы, все остальные гости могли принять участие в конкурсе сценарных питчингов. Выпускники месячных курсов представляли свои работы на суд публики, после чего по результатам зрительского голосования лучший сценарий получал специальный приз зрительских симпатий.

На этот раз победительницей в этой номинации стала Алина Алиева со сценарием “Чужая связь”.

t3qdicK7ktw

21HmXETiTjc

Главный же приз фестиваля достался Олегу Захаркину за фильм “Узелок”, съемки которого проходили в селе Рождествено. Победитель закончил монтаж своей ленты буквально за несколько дней до финала, но мгновенно стал главным фаворитом всей программы. Известно, что в последнем отборочном круге за него голосовали четверо из пяти членов жюри.

Приз зрительских симпатий получила короткая и очень ироничная лента Владимира Сухова “Почему мужчины плачут?”

А теперь давайте оживим впечатление о фестивале роликом, где представлены фрагментами по 10-15 секунд все его участники. Хорошее видео, яркое и забористое.

Мы, в свою очередь, гарантируем, что к некоторым фильмам из этого пула и их создателям мы в ближайшее время еще  вернемся.