,
Блогеру Игорю Кондратьеву, которому совсем недавно вручили премию губернатора Николая Меркушкина за освещение актуальных тем в интернет-дневниках, удалось устроить скандал на ровном месте и вовлечь в него большинство местных СМИ. Для этого оказалось достаточно объявить фальшивкам настоящие квитанции для оплаты газа. Дальше газеты-интернеты поспешили сами распространить непроверенную информацию.
Текст: Данила Телегин
В своем посте, датированным 10 февраля, блогер предположил, что у «Самарагаза» «сперли клиентскую базу», поскольку он обнаружил квитанцию с задолженностью, которой у него якобы нет. Кондратьев также привел в пример неких людей, которые, «выстояв колоссальные очереди» в «Самарагазе», странным образом подтвердили его догадку, что квитанции — фальшивые. Самостоятельно блогер попытался разобраться в ситуации через сайт samaragaz.ru, но, видимо, без фанатизма (не получилось). Пост его приправлен эмоциями и, в общем, вполне укладывается в концепцию того, что обычно пишут в жежешечках неравнодушные горожане. Проблема оказалась в том, что в регионе, где губернатор прикармливает блогеров стотысячными премиями, сформировалось не вполне адекватное к ним отношение. Информационные порталы, газеты и телевидение, съели вброс о «фальшивках», не потрудившись проверить фактуру.
ООО «СВГК» в итоге столкнулись с неожиданной ситуацией. Они-то с января начали рассылать квитки, чтобы мотивировать потребителей оплачивать газ вовремя. К тому же эти аналоги актов сверки счетов избавляют абонентов от необходимости звонить или таскаться в абонентский отдел. Но вместо того чтобы объяснять, как правильно понимать непривычные пока счета, «СВГК» приходится тратить время на распутывание неприятной ситуации с ложными фальшивками.
«В ней (квитанции) действительно отражено состояние расчетов на дату их формирования. В ней указаны задолженность или переплата на 1 число текущего месяца, плановые начисления за текущий месяц и окончательная сумма к оплате, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Средневолжская газовая компания» Наталья Бабенко. — Нужно помнить, что любая квитанция текущего месяца не учитывает платежи, внесенные в текущем месяце. То есть, квитанции, которые абоненты получат в феврале, не учитывают платежи, произведенные с 1 февраля. Вспомните, как происходят расчеты по квитанциям за коммунальные платежи, за услуги телефонных компаний. У нас действуют аналогичные требования».
Наталья Бабенко отмечает, что вопросы в первую очередь возникают у тех, кто привык платить за газ не ежемесячно, а, скажем, за полгода или за год. «Если абонент оплатил газ за полгода, например, вперед, и при этом он не имеет прибора учета, рассчитываясь по нормативам потребления, то по состоянию на 1 число месяца в его квитанции будут отражены реальные расчеты по состоянию на эту дату, — продолжает объяснять она. — Те же, кто получили квитанции с долгами на 1 января, — полагаю, в основном, абоненты, у которых установлены приборы учета. Пугаться цифр в квитанции не надо, потому что они подлежат корректировке по фактическому потреблению газа по приборам учета«.
Ключевой момент здесь в том, что показания счетчиков надо предоставлять до 10 числа (посредством оплаты). Не сделали — будьте любезны иметь дело с плановыми нормативными начислениями. Чем дольше задержка, тем больше могут смущать счета. Потом происходит вот что: «Если абонент не передавал показания приборов учета в течение нескольких месяцев подряд, то в квитанции будет отражена сумма некоего долга. Когда он показания передаст, его предыдущие начисления в рублях и объемы потребления будут скорректированы: произведено начисление по его фактическим показаниям. И сумма задолженности исчезнет«.
Таким образом, миссия этих платежек — скорее напоминающая. Реальным должниками — о реальных долгах, а всем остальным — о том, что платить для всех удобнее так, как рекомендует действующее законодательство.
Кондратьев в комментариях к собственному посту не спешит признавать ошибку и выдвигает свои версии объяснения ситуации, одна другой интереснее. Наталья Бабенко и ему в коментах успела расписать всё самым подробным образом, но блогер, похоже, намерен упорствовать. Имеет такую возможность. Ему ведь за дезинформацию сложно что-либо предъявить. Чего не сказать о коллегах из настоящих СМИ, которые теперь вынуждены оправдываться потому, что приняли слова Кондратьева на веру.