,
Сергея Пимахина знают многие ценители деревянной архитектуры Самары. Он талантливый резчик по дереву, который вот уже пять лет занимается домовой резьбой. За это время он украсил декором около сотни деревянных домов и других объектов по всей Самарской области.
Сергей участвует в «Том Сойер Фесте» — занимается реставрацией наличников и других элементов декоративного убранства дома № 34 по ул. Льва Толстого. Две недели назад все украшения с этого дома сняли и отвезли в его мастерскую.
Мы съездили к Сергею, чтобы посмотреть, как идет процесс восстановления наличников, а заодно расспросили мастера о том, насколько востребован труд резчика, кому сегодня нужны наличники и понимают ли люди их значение.
Свою мастерскую Сергей построил сам, когда понял, что домовая резьба — не увлечение, а дело всей жизни. По всему видно, что Сергей человек основательный — пространство двухэтажной мастерской позволяет разместить целую артель резчиков, а ассортимент инструментов и всевозможных станков заставит любого мужчину (а может, и женщину) испытать щемящее душу чувство, которое принято называть белой завистью. Здесь, как водится, приятно пахнет свежей стружкой, и в воздухе светится мелкая древесная пыль, увлекаемая потоками этого самого воздуха.
Хозяин работает на втором этаже. Мы заглядываем как раз в тот момент, когда он крутит в руках знакомый элемент декора, который мы вместе демонтировали с дома № 34.
Про врагов деревянного дома
— Некоторые детали отлично сохранились, например, эти кронштейны, начинает деловито рассказывать резчик. — Сделаны они были из сосны. Это достаточно плотный материал и легкий для обработки, содержащий смолу — природный антисептик, предохраняющий от влаги. Мы их просто очистим от слоев краски, которые нанесли на них за 150 лет, загрунтуем, покрасим и вернем на место. Некоторые раскололись на несколько частей при демонтаже. Клеить их нет смысла, потому что склеятся они дугой, поэтому мы по лекалам изготовим новые и заменим.
— В отличие от кронштейнов, которые находились под навесом, ветровые доски, на которые приходится основное воздействие среды (ветер, солнце, осадки), сохранились не так хорошо. Многие из них сгнили и рассыпались, когда их снимали. Эти детали будут также заменены на новые. Судя по слоям краски, которые обнаружились при расчистке декоративных элементов, первоначально они были выкрашены в коричневый цвет. Позже дом красили еще несколько раз.
По мнению Сергея, деревянные конструкции дома необходимо регулярно (примерно раз в три года) обрабатывать антисептиком и покрывать краской. Таким образом создается защитный слой, который будет препятствовать проникновению в дерево влаги и гниению дерева.
Кстати, при покраске дома не следует забывать, что чем темнее краска, тем быстрее она разрушается под действием солнца — темная поверхность нагревается намного сильнее. Поэтому, чтобы сохранить дом подольше, лучше красить его в светлые тона.
Главный враг деревянного дома — это вода, поэтому необходимо следить, чтобы не было протечки кровли, а водосточная система работала исправно.
— Природа все придумала, чтобы создать и утилизировать, — говорит Сергей. — Оставьте деревяшку лежать на земле, и через год она превратится, условно говоря, в труху, а в сухом месте ей ничего не сделается. Главный враг деревянного дома — это вода, поэтому необходимо следить, чтобы не было протечки кровли, а водосточная система работала исправно. Дом также должен стоять на высоком фундаменте с гидроизоляцией, чтобы избежать контакта дерева с землей. При соблюдении этих простых условий дом может простоять и двести, и триста лет.
Возможно, деревянный дом требует к себе больше внимания и ухода, чем каменный, но за это жильцы дома, так сказать, получают вознаграждение. Дерево — легкий, прочный, экологичный материал. Деревянная стена толщиной в 15 сантиметров по теплоизоляционным свойствам соответствует 60 сантиметрам кирпичной стены. Пока в наших краях зимы холодные, это немаловажный фактор.
— В хорошем деревянном доме жить и комфортно, и полезно. В нем намного легче дышится, не нужна вентиляция, потому что древесина дышит сама. А какой хороший здесь сон… Это совершенно иной образ жизни. Я живу в деревянном доме уже 10 лет, и поверьте, мне есть с чем сравнивать.
Про работу резчика
Перед тем, как обратиться к ремеслу, Сергей сменил множество профессий.
— И торговлей занимался, и производством управлял, по образованию я вообще авиационный инженер. Но нашел себя себя именно в домовой резьбе. А рисовать наличники я начал еще в детстве, во время обучения в художественной школе. В те времена деревянных домов в Самаре было намного больше, и мы часто рисовали их декоративное убранство.
— Сейчас я работаю один, мне не обязательно, чтобы вокруг крутилась куча народа. Хотя некоторое время назад у нас было товарищество резчиков. Это такое сообщество равноправных ремесленников не в формате начальник — подчиненный. Но жизнь нас развела — кого-то в армию забрали, кто-то решил в другом месте поработать. Даже не знаю, что лучше: работать в коллективе или одному. В первом случае можно браться за бОльшие объемы, а в другом случае спокойнее, когда заказов нет. Коллектив — это ответственность. Когда берешь человека на работу, ты должен думать о том, что ты будешь ему платить. Часто приходится отвлекаться от основной работы и заниматься поиском заказов.
А отвлекаться от работы Сергей, судя по всему, не любит:
— Я не делаю простые украшения, мне это не интересно. И двух одинаковых наличников для разных домов я никогда не создам. Каждая работа уникальна, а типовые проекты — это не ко мне.
Наличник — это лицо дома, это его глаза, которыми он смотрит на мир. Дом без наличников голый. Раньше в деревне наличников не было разве что у самого пропащего пропойцы.
— В среднем полное декоративное убранство на дом в 10 окон обойдется в сумму около 200 тысяч рублей. Много это или мало? Если мерить в масштабах мира одноразовых вещей, то, наверное, много, а если учесть, что дом станет похож на сказочный терем и декор при правильном уходе прослужит больше сотни лет, то нет.
Про значение наличников
— Мои заказчики — это счастливые люди, которые имеют возможность жить на земле в своем доме. Они хотят украсить свой дом, сделать его не похожим на другие. Хозяин показывает, вот я какой. А наличник — это лицо дома, это его глаза, которыми он смотрит на мир. Дом без наличников голый. Раньше в деревне наличников не было разве что у самого пропащего пропойцы.
— Дома можно читать, как книгу, просто нужно знать этот алфавит — все эти громовники, наличники, ушки, сухарики, полотенца, другие декоративные элементы, это не просто украшательство, это своеобразные обереги. Очень популярна в Самаре солярная символика: кресты, квадраты, круги — это все знаки солнца. Откуда все приходит в дом? Через окна и двери. Эти порталы во внешний мир и защищали. Чем больше солнца, тем меньше нечисти. Сейчас сакральное или символическое значение этих элементов утрачено, и большинством они воспринимаются просто как украшение.
По словам Сергея, со временем технология изготовления наличников не изменились. Все техники остались прежними — сверление и выпиливание, за одним лишь исключением: раньше использовался ручной труд, теперь есть возможность использовать электрическим инструментом.
— На мой взгляд, наличники 34-го дома по Льва Толстого уникальны. Еще один дом, украшенный похожими наличниками, стоял на Буянова, но его снесли. Больше такой работы в Самаре вы не встретите. Своеобразная компоновка, очень интересный наличник.
— Если вы прогуляетесь по городу, обратите внимание, что в Самаре распространены несколько видов наличников, схожих между собой по композиции, нарядности, компоновке. Слегка видоизменяясь, они кочуют с одного дома на другой. Вероятно, этим занимались несколько бригад, и традиция поддерживалась и передавалась.
— Вот и я хожу по городу, смотрю, что можно использовать в работе, как это можно сделать. Пополняю свою базу эскизов, дополняю к этому что-то свое и делаю.
Про старую Самару
— Старый город должен остаться малоэтажным. Наш мир связан с пространствами, полями, лесами, небом. Мы любим небо, а небоскребы его пожирают. Огромные дома нужно было строить в индустриальную эпоху, когда заводам-гигантам требовались тысячи рабочих в одном месте, в одно и то же время. В Самаре давно уже нет этих заводов, зачем строить высотки?
— Обезличенность — вот что я вижу, когда смотрю на новостройки. Речь идет не только высотных домах, но и о коттеджных поселках, что растут как грибы после дождя вдоль берега Волги. Они все похожи друг на друга. Непонятно, зачем переезжать сюда из панельной пятиэтажки? Частный дом тем и интересен, что может быть непохожим на другие. Мы живем в то время, когда можем позволить себе жить не так, как другие.
К Сергею в мастерскую требуются помощники для работы с резьбой дома № 34 по ул. Льва Толстого (в рамках «Том Сойер Феста»). Работа не сложная и интересная. Если хотите оставить след в большом деле и помочь мастеру — связывайтесь с организаторами феста.
Фото: Анар Мовсумов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте