Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День шестой
309
Московский кинофестиваль завершился, и мы тоже будем понемногу завершать серию публикаций о фильмах глазами культуролога Виктора Долонько. Сегодняшний — это предпоследний его рассказ о семи фильмах. Что-то он настоятельно рекомендует, другие картины вызвали у него недоумение. Сегодня очень разнообразное меню — от австрийского и мексиканского, до казахского и японского кино.
Фестиваль на финише, и вчера для меня был очень насыщенный день — 7 фильмов. Причем день, отягощенный событием, которое для меня едва ли не главное на этом фестивале. Это приезд в сопровождении своей программы знаменитого режиссера-провокатора Ульриха Зайдля. Он сопровождал оба фильма, которые я вчера смотрел. “В подвале” и “Звериная любовь”.
Мерзость Homo sapiens. «Звериная любовь» Ульриха Зайдля
“Звериная любовь”, на мой взгляд, куда как более точно называет исследователь творчества Зайдля Зара Абдуллаева — “Животная любовь”. Более точное название. Это один из первых фильмов Зайдля, его знаменитый фильм, снятый 19 лет назад, когда его оператором был другой замечательный режиссер Михаэль Главоггер. Фильм, в котором Зайдль показывает различные стороны проявлений любви человека к братьям нашим меньшим, которых он приручил и которых он содержит в домашних условиях, где они окружены его вниманием и любовью.
Но кто смотрел хотя бы один фильм Зайдля, понимает, что уже в этой характеристике есть некая ирония. Потому что главное для австрийца — это исследование самого мерзкого вида земной фауны, это Homo sapiens. Нет ничего чудовищнее представителей этого вида, и даже в своей любви к животным все самые мерзкие стороны они проявляют.
Я сразу хочу сказать, чтобы не беспокоились трангайзеры: это фильм, в котором нет проявления зоофилии и она не показана. Не об этом идет речь. Можно задушить любовью, что собственно и делают герои этого так называемого документального фильма.
Почему так называемого? Потому что у Зайдль во всей своих презентациях (и на той, что была у “Звериной любви”) всячески разыгрывал зрителя, рассказывая, что это абсолютно документальное кино и что сниматься люди взялись только потому, что он предлагает им вести себя перед камерой точно таким же образом, как они ведут себя в жизни. Что бы ни говорил Зайдль, никогда в жизни я не поверю, что это не постановочная работа, потому что при всей тупости представителей Homo sapiens они все-таки понимали, что представляют себя таким образом перед экраном. В общем, как-то стыдно.
Андрей Плахов, который представлял вместе с Зайдлем “Звериную любовь”, сказал, что это российская премьера, несмотря на 1996 год. Он никогда не был показан в России. Надеяться на прокатчиков бесполезно, надо искать в торрентах, хотя я уверен, что в российских торрентах его пока нет.
Это первый фильм.
Парад уродов. «В подвале»
Второй фильм — “В подвале”. Аудитория была разогрета тем информационным поводом, после которого появился этот фильм. Я думаю, все помнят эту историю, когда мужчина похитил девушку, держал ее в подвале, сделал ее своей сексуальной рабыней, и она родила ему ребенка. Это очень известная история, и зал сидел и ждал, что в конечном итоге эта история выльется на экран. Ничего подобного! Этой истории не было.
Зайдль, представляя фильм, перед его началом ехидно сказал: “В Австрии много подвалов, австрийцы очень любят проводить в них свободное время”. На самом деле, этот тот же парад уродов, как и в фильме “Животная любовь”. Та же демонстрация запредельно болезненных видов хобби, которыми занимаются австрийцы. Я стараюсь не пересказывать сюжет, а каким-то образом заинтересовать отдельными фрагментами ваш интерес к этому фильму, чтобы вы начали его искать.
Исследование Зайдля человеческой породы не просто профессиональное, но и очень интересное с зрелищной точки зрения. Этот фильм прошлого года, он был показан в Венеции и вот, наконец, дошел до России.
Мой ласковый и нежный слон. “Гора девственности” Дагура Кари
Между этими двумя фильмами произошло событие, для меня очень важное. Фильм, который представил 42-летний, родившийся во Франции исландец Дагур Кари. Фильм, который российские прокатчики назвали “Гора девственности”.
На самом деле это отдельная тема для разговора, как российские прокатчики называют те или иные фильмы. Потому что к настоящим названиям это не имеет никакого отношения. Настоящее название этого фильма “Фуджи”. Сокращение от “Фудзияма”.
Это фильм о том — в одну строчку — что “нашу землю населяют нежные ласковые кролики и нежные ласковые слоны. Причем нежные ласковые слоны куда как более хрупкие, чем нежные ласковые кролики”.
В качестве нежного и ласкового слона выступает главный герой картины, 45-летний маменькин сынок. Размерами он примерно как я и главный режиссер Самарского театра оперы и балета Михаил Панджавидзе вместе взятые. Такой огромный человек, которого и прозвали Фуджи.
Назвать этого человека горой девственности, значит, уподобиться его коллегам в аэропорту, которые постоянно глумятся и издеваются над ним. Это безумная мера пошлости. Российские прокатчики явили свое очень неприятное, мало интеллектуальное лицо.
Но фильм, поверьте, это один из лучших, самых тонких фильмов в программе фестиваля, которые я имел удовольствие смотреть. Он идет в программе Петра Шепотинника “8,5 фильмов”, и я искренне советую его найти. Не знаю, что это за режиссер, но Валера Бондаренко, с которым я вчера разговаривал, сказал, что очень внимательно следит за творчеством и ни один из фильмов Кари не разочаровал его. Ищите по оригинальному названию, может быть, те, кто занимается распространением фильмов в Сети, не пойдут по пути прокатчиков и сохранят оригинальное название.
Политическая подкованность. «Я — народ» Анны Руссийон
Еще один фильм, который я рекомендую посмотреть политизированному российскому зрителю. Фильм Анны Руссийон, француженки, родившейся в Бейруте и прожившей большую часть жизни на Ближнем Востоке. Она сняла фильм, который называется “Я — народ”. За полгода до египетской революции она приехала в египетскую провинцию и начала снимать жизнь, как это принято говорить, простой египетской семьи.
Жена занимается воспитанием детей и постоянным восполнением этого фонда, а муж обрабатывает землю, он простой крестьянин. Этот простой крестьянин — это просто образец египетского либерального демократа. Чего он несет на экране! Раз в полгода Анна Руссийон приезжает к этой семье и восполняет свои наблюдения. И раз в полгода он меняет свою политическую точку зрения. Единственное, что неизменно в его рассуждениях, это то, что он клянется демократии и каждый раз он является сторонником, по сути, разрушения страны.
Это действительно очень поучительное кино. Я не делаю никаких сравнений, но, по крайней мере, я искренне советую политизированным российским зрителям посмотреть этот фильм, как это выглядит со стороны.
Право на оружие. «Земля картелей» Мэттью Хейнемана
Еще один документальный фильм, который я посмотрел, это фильм Мэттью Хейнемана, американского режиссера. Режиссер, который снимает полнометражное документальное кино довольно давно, в том числе он работал с HBO над сериалом “Проект Альцгеймера”, который шел в 2009 году.
В двух словах о сюжете, потому что как произведение киноискусства — это довольно обычно, а сюжет замечательный. Север Мексики захватили наркокартели, которые свозят туда наркотики, варят синтетические наркотики, а потом переправляют через границу в Соединенные Штаты. Страну, которая является главным потребителем этой дряни. И захватив деревни и маленькие городки Мексики, они фактически поработили их население. Политики и полиция бездействует, войска ничего не предпринимают, правительство делает вид, что никакой трагедии не происходит, и так далее.
Жители этих городков сами берут оружие и начинают защищать свои собственные дома и семьи, вступив, как вы понимаете, в абсолютно проигрышную войну с мощнейшими наркокартелями, способными купить любую армию.
И вот эта борьба становится предметом интереса Мэтью Хейнемана, и я искренне советую посмотреть. Это, наверное, не кино, но очень мощное социальное высказывание и, безусловно, представляет интерес.
Запутанный клубок. «Шлагбаум» Жасулана Пашанова
И еще два фильма из основной программы конкурса. На один из них я пошел “по велению толпы”, как говорится. Потому что меня застыдили, “что ты не смотришь казахский фильм”. Фильм Жасулана Пашанова, который называется “Шлагбаум”. Это искреннее, это замечательное кино, ты обязательно должен его посмотреть”.
Я пошел на этот фильм 30-летнего казахского режиссера, который окончил Казахскую национальную академию искусств в 2009 году и беспрерывно снимает кино. Он снимает по одному-два фильма в год и еще успевает параллельно снимать сериал.
Сюжет очень простой. Алматы, в котором встречаются самые разные люди. Встречается приехавший из Чимкента боксер, который приехал, чтобы дать образование своему брату, которого считает очень одаренным художником. Здесь же сын нефтяного магната, который хочет вырваться из-под опеки отца и доказать, что он не только сын и что он сам из себя что-то представляет. Здесь и юная студентка, которая рвется сдать экзамен и поступить в Британский университет. Здесь и руководитель местной молодежной банды, который устраивает разборки из-за своей беспутной сестры. Все эти люди встречаются, и их отношения завязываются в один клубок. Отношения, которые изначально обязаны закончиться трагедией, что, собственно, и происходит.
Обычный сюжет. Для нас он очень хорошо известен, потому что редкий фильм о том, что происходило в “лихих 90-х”, обходится без этого сюжета. Беда в нем одна. Режиссер никак не хочет довериться зрителю, и то, что происходит на экране, он потом вкладывает в уста одного из своих героев, заставляет его дополнительно вербально объяснить, что произошло.
Получается очень дидактичное кино, которое смотреть не то что тяжело, а просто не очень приятно. Смотреть и понимать, что режиссер держит тебя за идиота, — это не очень обидно, но очень не интересно.
Насилие — это плохо. «Будь паинькой» Мипо О
Тем же самым страдает и второй конкурсный фильм, который я посмотрел в этот день. Это японская картина “Будь паинькой”, бесконечно длинная, более чем двухчасовая картина выпускницы Окинавского университета искусств Мипо О, которой почти 40. То есть это уже не девочка, это не дебютное кино, кино она снимает давно. Более того, она получает японские награды, и не только японские, но и мировые. Она участница и лауреат Монреальского фестиваля.
Там все то же самое. Школьный класс, множество детей, большая часть которых подвергнута насилию со стороны собственных родителей. И вот в течение двух часов нам объясняют, что насилие над детьми — это плохо. Что учитель, который ведет этот класс, должен иметь более жесткую позицию и более жестко обращаться с родителями, объясняя им, что так нельзя воспитывать детей. Все бы ничего, если бы после каждой истории какой-нибудь диктор японского телевидения не объяснял нам, что вот так вести себя плохо. Это абсолютно какая-то гипердидактичность, которая делает это фильм беспомощным с точки зрения искусства.