,
Во всем мире роллеров активно поддерживают. Строят разнообразные площадки, роллердромы, проводят соревнования. В Самаре же, несмотря на бесконечные отчеты о строительстве новых спортивных объектов, все меньше остается мест для катания на роликовых коньках.
ДГ встретился на площади Куйбышева с организаторами и участниками роллерской urban-покатушки и поговорил с ними за жизнь.
Первое появление человека на роликовых коньках состоялось в 1760 году. Джон Жозеф Мерлин проехал на своем изобретении через комнату с гостями и врезался в зеркало, что сказалось на интересе к катанию на ботинках с колесами не самым лучшим образом. Но мысль о совмещении обуви и колеса не отпускала прогрессивный и пытливый мозг человека.
В 1863 году в Нью-Йорке Джеймс Леонард Плимптон разработал конструкцию квадов, коньков с попарным расположением колес, и именно такая конструкция оставалась доминирующей почти до конца XX века.
Лишь в 1979 году Скотт Олсон и Бреннан Олсон представили роликовые коньки с привычной сегодня схемой расположения колес в линию (inline), разработанные в 1960-х фирмой Chicago Roller Skate Company. Было высказано мнение, что эти коньки имеют большой потенциал для проведения тренировок хоккеистов без льда. С тех пор инлайны менялись, модернизировались, и на сегодняшний момент мы имеем очень удобное средство передвижения для активного отдыха.
Многим новичкам, решившим встать на роликовые коньки в нашем городе, уготована почти та же судьба, что и несчастному Джону Мерлину, с той разницей, что у него хотя бы был просторный зал для проверки своего изобретения. Мест для комфортного катания в Самаре крайне мало и становится все меньше.
— Нам будто специально мешают, — говорит Евгений, один из организаторов покатушки. — Мы собирались устроить День роллера, попросили площадку. Хотя бы на набережной, чтобы можно было собрать народ. Но нам отказали.
Затронув одну болезненную тему, начинаем разговор о проблемах самарских роллеров. К традиционным для всех горожан разбитым дорогам и вечно раскуроченным перекресткам добавляется новая мода властей на благоустройство пешеходных зон тротуарной плиткой. И если на набережной тип плитки еще позволяет кататься, то площадь Славы, столь любимая роллерами, стала недоступна.
— Реконструкция площади коснулась на самом деле небольшой части населения, — говорит Артем, автор странички роллер-школы. — Только эта часть населения оказалась нами. Почему надо было класть именно такую плитку, по которой не могут проехать ролики, непонятно. Во многих районах города вообще невозможно кататься. Московское шоссе совсем не предназначено ни для кого, там даже пешком невозможно передвигаться. Мы стараемся перемещаться по тротуарам, но иногда приходится выкатываться на проезжую часть.
Вспоминая видео эффектных трюков, которые выкладывают роллеры других стран, задаю вопрос о специальных площадках в Самаре.
— Их практически нет, — отвечает Евгений. — В Струковском саду есть площадка, но там металлические конструкции, а на металл падать не очень приятно. Еще есть роллер-школа, но это капля в море. Где-то стоят рампы, но полноценного роллердрома нет. На велодорожке на набережной, кроме велосипедистов, куча пешеходов. Люди не понимают, что это специально выделенная зона, а не просто зеленый асфальт. Иногда происходят столкновения с пешеходами, особенно внимательно приходится следить за детьми и домашними животными. Не знаешь, куда их понесет! Ну и иногда бывают проблемы с пьяными. Пытаются схватить за руку или рюкзак. Зачем, непонятно.
На площади несколько площадок с расставленными конусами. Где-то делают первые попытки встать на коньки маленькие дети, ближе к памятнику Валериану Куйбышеву тренируются роллеры со стажем. Среди тех, кто готовится к покатушкам, массовому заезду по улицам города, идет обсуждение новой инициативы властей о реконструкции площади Куйбышева.
— Если и здесь начнут все перестраивать, нам практически негде будет кататься, — говорит Евгений.
Тем не менее, несмотря на будний день, собралось достаточно много участников. Обычная urban-покатушка представляет собой быстрый заезд по улицам города по заранее продуманному маршруту, где более-менее приличный асфальт и мало мест, где надо выкатываться на проезжую часть. Для новичков организуются специальные покатушки около 12 километров. Остальные роллеры преодолевают дистанции и в 15, и в 20 километров. Раз в месяц стараются организовать ночную покатушку. На такие мероприятия собирается намного больше участников. Вся организация — исключительно на энтузиазме.
— Есть малочисленная группа энтузиастов, которая собирает народ через соцсети и телефон, — рассказывает Артем. — Был период бурного развития движения, с 2004 по 2007 год, потом был спад. Сейчас вновь стараемся набирать силу. Зато в Самаре есть организованное движение. Например, в Казани ничего подобного нет. У них мало кто ездит на соревнования, нет общего центра. А так, все на энтузиазме. Стараемся держаться вместе.
К группе участников подъезжает парень с жуткой ссадиной на ноге. Практически от голени до колена, слабо затянувшиеся борозды, оставшиеся после падения.
— Я начал надевать защиту после того, как упал и так ободрал ногу, что 2 месяца не мог кататься, — говорит Евгений, отвечая на мой вопрос о безопасности. — Кто-то катается так дальше. У роллеров нет определенных правил, только здравый смысл.
Мы прощаемся. Практически все участники в сборе, и некоторые начинают раскатываться по площади в ожидании старта. Состав разношерстный. Евгению 28 лет, лопающему пирожки из кулинарии Антону всего 16. Впереди долгий путь примерно в 15 километров по разбитым тротуарам с проваливающейся плиткой, вечно перерытыми перекресткамии и с выездами на проезжую часть там, где просто нет тротуаров.