,
Амбротипия созвучна какому-то психическому заболеванию и действительно сложно объяснима с логической точки зрения. Дорогие химические реагенты, трудоемкий процесс подготовки снимка и непредсказуемый результат. Но когда наблюдаешь за всеми этими сложными манипуляциями и волнением всех участников процесса, то ловишь себя на мысли, что неплохо было бы тоже попробовать самому…
Бессмертный отпечаток
Амбротипия (от др.-греч. ἀνβροτός — «бессмертный»,и τύπος — «отпечаток») — это мокрый коллодионный процесс, открытый Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году. Его суть состоит в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией. Особенность процесса заключается в том, что все действия (полив эмульсии, сенсибилизация, экспонирование, проявление и фиксирование) необходимо выполнить за 10-15 минут, пока не высох коллодий.
В наш век процесс производства снимка настолько прост, что мало кто задумывается о технологии. Человеку, считающему себя фотографом, нужно только выбрать ракурс и нажать на кнопку. Остальное делает камера, нашпигованная сложным оборудованием и программным обеспечением. Тем не менее по всему миру сотни фотографов продолжают делать снимки, используя мокроколлодионный процесс съемки. Раз в год эти энтузиасты проводят World Wet Plate Day — день, посвященный популяризации амбротипии, когда любой желающий может попробовать себя в роли фотографа либо просто выступить моделью и получить в свою коллекцию уникальный снимок.
Итак, добро пожаловать на самарский World Wet Plate Day — ежегодное мероприятие, когда практикующие амбротипию фотографы посвящают день своему увлечению.
Организатором события выступил Александр Сергеев, человек, связанный с геоинформационными технологиями и транспортным моделированием, но открывший для себя уникальную технику фотографирования по воле случая:
«Мой тесть был фотографом. Когда два года назад его не стало, я разбирал его подвал со всяким хламом. Там нашелся чемодан с этой камерой и другими деталями фотоаппаратов. Собрал, проверил — вроде камера в комплекте — и затем решил проверить, можно ли на нее снимать.
Сама камера сделана в 1906-1908 году (судя по серийному номеру объектива), но по конструкции кассеты было видно, что она для стеклянных пластинок, а не пленки. Изучил, какие были процессы, и решил повторить мокроколлодионный процесс, или амбротипию. Так сложилось, что в истории развития технологий этот процесс был относительно дешевым и безопасным (по сравнению с более ранними), но при этом еще не тиражным, как пленка. Самое то, чтобы повозиться самому».
ISO 0,5
На площадке перед 10-м корпусом СГАУ уже в 10 утра собирались участники, а за сам процесс съемки отвечал известный фотограф Николай Страшнов. Он выставлял камеру, подбирая наиболее подходящие ракурсы с достаточным уровнем освещенности, попутно рассказывая участникам мероприятия о технологии и особенностях съемки. На большинство присутствовавших фотографов сразу же произвела впечатление информация о светочувствительности данной съемки, более знакомой большинству значением ISO.
— Примерно 0,5! — ответил на вопрос Николай. Это значит, что модели приходится замирать неподвижно перед камерой на несколько секунд, пока идет экспонирование.
Через несколько минут прибежал Александр с ящичком, в котором лежала первая подготовленная для съемки пластина. Девушка-модель, застенчиво улыбаясь, по команде застыла, с объектива камеры снята крышечка объектива, несколько секунд — и объектив снова закрыт. Снимок произведен.
Спустя мгновение мы мчимся в лабораторию. До того, как коллоид высохнет, остались считанные минуты, а потому ожидание лифта и путь на шестой этаж оказываются очень напряженными. Александр почти переходит на бег, и мы буквально врываемся в лабораторию, небольшую комнатку, освещенную красным светом. Начинается процесс проявки пластины.
Во все тяжкие
Многие из нас, будучи сопливыми и переполненными гормонами школьниками, делали необдуманные заявления о том, что «Я не собираюсь быть химиком» и «Зачем мне это нужно?». Однако выясняется, что в жизни может пригодиться все. Человек, выбравший себе в качестве хобби амбротипию, должен быть готов к тому, что придется вспомнить курс химии и обзавестись лабораторией.
Необходимое количество проявителя выливается прямо на пластину и распределяется по ее поверхности. Проявление длится 12-15 секунд.
После чего Александр начинает готовить новую пластину.
— Помните «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? — загадочно улыбается Александр Сергеев перед тем, как раскрыть состав коллодия. — «Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем эфирные зомби!»
Приготовление коллодия действительно требует предосторожности и хорошей вытяжки, так как в состав помимо спирта входит эфир, крайне летучее и дурманящее вещество.
«Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь», — задумчиво произносит кто-то из присутствующих, завершая цитату из бессмертного произведения Хантера Томпсона. Гудит вытяжка. Процесс подготовки продолжается.
На заранее отполированное в растворе мела и спирта стекло льется коллодий. Александр очень осторожно и аккуратно распределяет его по поверхности стекла, а затем сливает излишки с углов. Затем пластинка помещается в раствор нитрата серебра. Процесс погружения должен быть непрерывен, так как любая задержка оставляет горизонтальные полосы. Через четыре минуты пластина аккуратно вынимается и помещается в специальную кассету для съемки.
Березки
Мы снова бежим, но уже на улицу. От момента извлечения пластины из ванночки с серебром до начала проявки должно пройти не больше 15 минут, пока пластина не высохла. Процесс трудоемкий и, кстати, очень затратный.
— Для начала нужно около 12 тысяч только на химию, которую очень непросто достать, и лабораторную посуду, — рассказывает Александр. — Сам снимок по расходным материалам обходится минимум в 60 рублей, притом его качество не гарантируется. У меня сначала, конечно, ничего не получалось. Нашел иностранный закрытый форум по амбротипии, там сотни обсуждений типа «вот такая проблема, делаю так и так, помогите советом» — по ним отлаживал процесс. Только через несколько месяцев начало получаться более-менее нормально с технологической точки зрения.
На улице очередной сюрприз. Николай Страшнов переставил камеру по просьбе фотографирующихся, и теперь надо вновь высчитывать выдержку и значение диафрагмы. Ему помогает своим экспонометром Петр, один из участников мероприятия.
Делается классический снимок «у березы». Видимо, этот шаблон, привитый с детского сада, неистребим.
Через час, устав от беготни с пластинками в лабораторию и связанной с этим суеты, Николай объявляет бунт, и мы отправляемся в студию, расположенную в соседнем от лаборатории помещении.
Некоторые участники приходили всерьез подготовленными, стараясь выглядеть соответственно эпохе расцвета амбротипии.
Усталые, но довольные
Съемки шли до самого вечера. Кроме Николая Страшнова, с камерой работали Евгения Абрамян и Петр Гридин, каждый по-своему выставляя кадр, экспериментируя с освещением и композицией. Спустя 9 часов съемок был подведен итог — 45 условно удачных снимков и 10 неудачных.
Александр Сергеев:
«Я очень доволен. Всё обошлось без косяков и всем было интересно (вроде бы). Пришло много людей, они узнали об удивительной технологии, попробовали, как тяжело сниматься и снимать. Кто-то мне сказал: «Я вот тоже хотел заняться амбротипией, спасибо вам, посмотрел — и больше не хочется» — ну тоже результат! А несколько человек загорелись идеей, и, видимо, у нас будет некоторый кружок. Это отлично, что теперь я не один в Самаре».
Фотографии, выполненные по технологии мокроколлодионного процесса с World Wet Plate Day, из группы мероприятия в «ВКонтакте«.