,
26 апреля 1986 года произошла катастрофа мирового масштаба. Авария на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС искалечила судьбы миллионов человек. Огромные территории, зараженные радиацией, сотни тысяч ликвидаторов, положивших свое здоровье и жизни, чтобы справиться с последствиями аварии.
Практически вся техника, участвовавшая в ликвидации аварии, осталась там же, на зараженной территории. Но в Самаре есть пассажирское судно, которое избежало участи радиоактивного могильника и продолжает каждый год перевозить по Волге тысячи людей.
Дизель-электроход «Киргизия» был построен на верфях в Чехословакии в 1954 году и вначале был приписан к Волжскому грузопассажирскому пароходству (Горький), а в 1958 отправился в Куйбышев.
После аварии на Чернобыльской атомной электростанции возникла проблема размещения ликвидаторов. Решением проблемы стала идея министра речного флота Украины Николая Славова о создании плавучего поселка. На Киевском водохранилище, в устье Припяти, в тридцатикилометровой зоне Чернобыльской АЭС был организован плавучий посёлок «Якорь» .
Пассажирский дизель-электроход — это практически готовая плавучая гостиница со всеми удобствами, каютами, пищеблоком и автономным электропитанием. Так как на Днепре нашлось всего лишь два подходящих судна, остальные одиннадцать пришлось запрашивать из Волжского речного пароходства.
Из Куйбышева вышли четыре судна: «Эстония», «Россия», «Киргизия» и «Карелия». Они были переоборудованы в утепленные гостиницы с дополнительной обшивкой (которая и приняла на себя основную дозу радиации), а также с новой системой канализации и подводом коммуникаций. В случае нового взрыва на станции суда должны были немедленно отойти на безопасное расстояние.
Полгода суда находились в 30-километровой зоне, а после возведения саркофага над остатками 4-го энергоблока отошли на 50 километров от станции в район села Неданчичи, где началось строительство Славутича, нового города для чернобыльских энергетиков.
9 октября 1989 года суда отправились обратно в порты приписки. Утепленная радиоактивная обшивка была демонтирована, в помещениях проведена дезактивация.
Из четырех судов, отправившихся на ликвидацию из Куйбышевского порта, сегодня эксплуатируется только одно. В 1995 году «Киргизия» была переименована в «Петр Алабин». После гибели в 2011 году на Волге теплохода-близнеца «Булгария» (тоже, кстати, бывшей плавучей гостиницы для ликвидаторов) «Петр Алабин» был остановлен в Казани. 15 июля 2011 года «Петр Алабин» самовольно покинул рейд в речном порту Казани и на следующий день был арестован в Самаре. Министр транспорта России Игорь Левитин 11 и 17 июля объявил, что все суда данного типа будут выведены из эксплуатации. Несмотря на это, «Петр Алабин» до сих пор эксплуатируется в качестве прогулочного судна.