КУЛЬТУРНЫЙ ТОПЛЕСС. Главные выставки, спектакли, концерты и другие прекрасные вещи
122
Мы не остались в стороне от излюбленной забавы всех, кто имеет дело с текстами, и тоже занялись подведением итогов. Знаете, непросто взять и сказать: вот это вот – самое главное, а про остальное следует забыть как про страшный сон. Так не бывает, тем более в околокультурных категориях, где без оттенков и полутонов вообще ничего не бывает. И решили мы не делать «зе бест». Никаких «топов». «Топы» — долой! Только топлесс! Иными словами, мы лишь вспоминаем, что важного принесла нам Змея, а с выводами предлагаем вам определяться самостоятельно.
Текст: Данила Телегин
Выставочно-музейное
Нечто хорошее происходило весь год в трех самарских музеях. Художественный, конечно, вне конкуренции. Пиросмани отвечал за горы, Айвазовский – за море, а наши художники – за местные «Символы места». Дали с Пикассо зависали!.. А вот Музей Модерна и Литературный музей-усадьба Алексея Толстого по-настоящему активизировались только в 2013-м. Поди выбери, что было круче – действующие поэтические машины или сеансы живого озвучения немых фильмов столетней давности, приезд Татьяны Толстой и «Левановка» или выставка работ Тулуза Лотрека и «Ночь искусств». Потрясающе то, что два соседствующих особняка оказались способны аккумулировать такое количество творческих энергий. И это притом, что тематика музеев, казалось бы, узковата.
Музыкальные релизы
То, что 2013 год можно назвать довольно унылым в плане самарских релизов – это частный случай сложившейся в целом трагической ситуации. Копаться в сортах стилистических, музыкальных, смысловых клише физически невозможно и не хочется уже на любом уровне – на мировом, на уровне страны или хотя бы на городском. Справиться с априорной зевотой того, кто листает новинки на рутрекере, в Самаре удалось в прошедшем году, пожалуй, только дуэту Tomato Catch Up с альбомом «…If It Weren`t So Sad» и Сергею Табачникову (Nobody.one) и его «The Wall Eater». Показательно, что в обоих случаях артисты хороши, в первую очередь, живьём, а во-вторых, продвигаются не через друзей-тусовщиков из «золотой молодежи», а по собственному сценарию.
Если же повернуться к области чистого искусства, то следует упомянуть «Чек» Конторы Кука, который один из лучших российских музыкальных критиков Андрей Бухарин поставил в личный топ-10 альбомов года (кстати говоря, единственный российский). Ничего более важного, чем эта запись, в Самаре в 2013-м не сочинили. Хоть это и печально.
Кино
Если воспринимать кино как популярную форму досуга, то на главное событие года тут претендуют два – суета вокруг «Елок 3» с попаданием в кадр самарских достопримечательностей и горожан, а также появление моды на кинотеатры под открытым небом. Если же подразумевать именно искусство, то здесь можно вспомнить очередную попытку «Ракурса» выйти в попкорновое пространство. Или новую жизнь киноклуба «Треугольник» — казалось, он сделан «для галочки», но вдруг «оказался он живой».
Пожалуй, наиболее точной будет следующая расплывчатая формулировка: до большого кино в Самаре 2013 было рукой подать, и это замечательно.
Три важных театральных события года, к сожалению, связаны с потерями – 1 июля ушел из жизни Петр Львович Монастырский; в память о «новодрамовце» Вадиме Леванове впервые прошел фестиваль «Левановка»; Александр Амелин младший примерил роль отца в спектакле «О мышах и людях». Но и безусловные приобретения тоже есть. Например, нам был предоставлен отличный шанс увидеть актуальный европейский театр на Чеховском фестивале или же на «Арлекине» петербургско-дрезденского театра Derevo. Кроме того, есть ещё «Гамлет» Анатолия Праудина, для которого «быть или не быть» — не вопрос. И новокуйбышевская «Грань» со спектаклем «Фрекен Жюли» и фестивалем «ПоМост» еще раз напомнила, что не всё существенное обязательно происходит в крупных городах.
Концерты
В уходящем году было чему порадоваться представителям всех музыкальных субкультур. И на «концерт года» в первую очередь претендуют те, кому удалось объединить их всех — Стинг, Rammstein, The Offspring, «Земфира». Все, кроме уроженки Уфы, из серии «наконец-то в нашей глуши», и со всеми ними всё было ясно ещё в прошлом веке. Так что, если честно, неинтересно лишний раз упоминать их всуе.
Скорее хочется вспомнить про концерт Black Rebel Motorcycle Club, которым пришлось играть в Тольятти, в основном, для гопников и тётушек. Потому что у нас любят пенсионеров, «проверенных временем».
Чертовски огромное значение имеет то, что на замечательном Леониде Федорове «Звезда» была битком, хотя несколько лет назад в ОДО он не собрал и половины зала при дешевых билетах. И не чудесно ли, что доехал до нас другой Федоров – который из Zorge и Tequilajazzz? Его наши промоутеры боялись позвать со времен фестивалей рок-клуба «Экстрим», и так бы и не позвали, однако волшебным образом обстоятельства всё-таки позволили Zorge материализоваться в окрестностях Самары.
Медиа
Тут придётся про себя…
На начало года ситуация была такая: издания, ангажированные теми или иными силами, пытались наладить контакт с верховным начальством, и при этом теряли контакт с реальностью. Многие «профессиональные» блогеры некрасиво суетились вокруг сомнительных кормушек. И всё это происходило давно, так что людей, которые не видели для себя места в этой унылой картине, стало категорически тошнить. Вопросом времени было, когда журналисты-аутсайдеры придумают что-нибудь человеческое. Рецепт оказался прост – в 2013-м году чтобы отличаться от других местных СМИ достаточно оказалось хотя бы попытаться сделать что-то такое, что сам бы не постеснялся открыть и прочитать.
Мы искренне надеемся, что появление интернет-журналов, которые можно читать без опасения за ментальное здоровье, – это только начало. Верим, что вслед за ними появятся интернет-телеканалы, которые приятно смотреть, и много такого, что мы ещё сами не знаем.
Музыкальные фестивали
Самара – фестивальная столица, это факт. Вот только не в том смысле, в каком нам это любят преподносить. Давайте смотреть правде в глаза: «Рок над Волгой» — это не фестиваль, а народные гуляния под музыку родом из прошлого века. Тольяттинские «Барабаны мира» и «GES Fest» очень ловки на добывание всяких видов поддержки при своих-то шитых белыми нитками концепциях (рейверы против наркотиков, ага). И, наверное, насильственное объединение двух фестивалей авторской песни – очень важное событие, только вот важность не делает эту затею лучше.
Нам кажется, что главное происходит всё-таки там, где люди работают не за гранты, призы и просто деньги, а за нематериальное. Правильную атмосферу, например, и действительно хорошую, новую, интересную музыку. Уже несколько фестивалей появилось в нашей области, объяснить возможность существования которых с точки зрения организации не сможет ни один чиновник. Самый крупный из них – «Метафест». Министр культуры РФ Мединский никогда в жизни не почтит своим вниманием такие события – и это прекрасно. Потому что, сами знаете, — на каждый Rammstein найдётся свой Сивиркин.