ЧЕРНЫЕ НА КРАСНОМ. Калифорнийский «гараж» в русском Детройте
150
Если вам случалось дожить до 7 сентября этого года, утром того дня вы, будучи человеком хоть немного интересующимся современной рок-музыкой, обязаны были задаться вопросом: в самом ли деле я настолько ленив, что предпочту пенсионерский День города и еще более пенсионерские «Распусти свои клеши» концерту по-настоящему крутой группы Black Rebel Motorcycle Club на фестивале Red Rocks в Тольятти? По наблюдениям, многие предпочли субботнюю стирку. Так что я расскажу, как там все было, а вы уж как-нибудь там решите, рвать ли теперь на себе волосы или нет.
Текст: Данила Телегин, фото: Елена Лукина
Нас было совсем мало, почти никого. Большая часть народу, обычно срывающаяся на фестивали по поводу и без, осталась замаливать грехи перед домашними. А мы загрузились в рейсовый автобус, где из щелей кондиционеров запах, будто крысы резину жгут. Облачно, дождя нет. Зелень пробивается сквозь асфальт на Центральной площади Старого города Тольятти, на грядущем месте происшествия идет вялый саундчек. А пока движняк в отеле «Звезда Жигулей», где один из лифтов не работает, а в туалете советуют не запираться — не выйдешь.
Для затравки VJ Chuck рассказывает, что тур Red Rocks, входящий в программу Культурной Олимпиады «Сочи-2014», уже почти объехал за два года запланированные сорок городов. Показывает ролики-приветствия, которые вроде бы должны объяснить, каким образом хорошие привозные рок-группы связаны со спортивными достижениями. Все равно в итоге не понятно, однако из рассказа можно сделать вывод, что девичья банда CSS, доставшаяся Самаре в прошлом году — далеко не лучшее из того, что возил Red Rocks в русскую «глушь».
В ходе длительного тура, спонсором которого выступает «Сбербанк», а организатором — Machete Records, очень недурно порисовалась группа TOKiO и сайд-проект ее вокалиста под названием Мачете. То же было в Тольятти. «Токио» решили не скромничать, а поставили Black Rebel Motorcycle Club «на разогрев» , объявив себя хэдлайнерами. Мол, трио из Сан-Франциско, конечно, круты, но народная любовь все-таки при нас. Американцам дела до этого не было. В Тольятти они видели только отель «где много свадеб», с Токио знакомы по клипу, который им показали по пути. Неловкая попытка найти тему для разговора через мотоциклетно-моторную тематику, по счастью, быстро заглохла. Про олимпийские дела как-то тоже толком не получилось — Питер Хэйес, было, признался, что вырос на рестлинге, переводчица перевела это как «в юношестве увлекался борьбой», и никто даже не улыбнулся. Главное, что Роберт Левон Бин в своей бывалой косухе и непроницаемых очках излучал калифорнийскую крутизну и демонстрировал такое тотальное безразличие к происходящему, что журналисты для простоты решили, что он с похмелья.
«Можете припомнить из последних какой-нибудь странный концерт?» — спрашиваю с намеком на грядущее выступление. «Большинство групп катаются по стандартному маршруту по Европе и Америке, то же самое и у нас, — отвечают BRMC. — Но мы все-таки стараемся играть иногда там, где люди недополучают рок-н-ролла. Странные концерты были в Израиле и Кейптауне. Там очень заметно классовое разделение людей, разница между богатыми и бедными была видна не только на улицах города, но и во время нашего выступления».
Прошедшие концерты в Москве и Петербурге, случившиеся перед тольяттинским, BRMC назвали лучшими в туре, и вполне искренне хвалили российскую публику. Виджей Чак предупредил, что могут прийти «советские бабушки», но зря пугал. Во время концерта гости видели перед собой весь цвет приятной половины студенчества. По мере удаления от сцены чаще встречались случайные парняги, попивающие «Три медведя» из баклашек, и мамаши с детьми, занимающиеся тем же. Но их надежно загораживали слои правильной публики.
Первыми на Red Rocks играли Cheese People, и публика реагировала не сказать, что вяло, но в баре, под «Боярского», они действительно уместнее.
BRMC вышли в половине седьмого, когда стемнеть еще не успело, и даром времени терять не стали. Сет начался с Hate the Taste, Beat the Devil`s Tattoo, и далее градус не снижался: играли Rival, Berlin, Conscience Killer, Six Barrel Shotgun, Whatever Happened To My Rock`n`roll… Все, что в записи звучит у них еще довольно ухожено, на сцене начинает пахнуть бензином и кожей, дышать жаром, побуждает нащупывать то ли несуществующий дробовик, то ли реальный вискарь, и уж точно не стоять на месте. Как минимум эпилептически дергаться в такт, если вы не любите танцевать на концертах. Гитары и бас-гитары Les Paul сменяли гитары и бас-гитары Epiphone. Хэйес в свободное и несвободное от игры время поджигал одну за одной, Бин тянул на себя одеяло фронтмена и постепенно разоблачался, ну а Лиа Шапиро была, как водится, сосредоточена и точна. Три человека создавали весь этот угар, казалось, совершенно не напрягаясь. И совершенно шикарной получилась завершающая выступление Spread Your Love: Бин полез на баррикады и был с пристрастием облапан толпой девиц. И притом ни на момент не переставал играть на басу.
Смотреть на «Токио» после такого не хотелось совершенно. Кажется, им громко хлопали и хорошо встречали. Но история моя не про них, а про то, что вы, вероятно, прошляпили один из самых офигительных концертов в истории бывшего моногорода Тольятти. И пусть теперь говорят картинки.
P.S.
После гастролей BRMC написали трогательный пост о том, что увидели в России. Написали, что «машина пропаганды жива», но при этом у нас масса людей, которым дела нет ни до нее, ни до политических игр. И что общих черт у нас с американцами больше, чем различий, с этого и стоит начинать. В общем, разобрались.