,
Актер театра «СамАРТ» снялся в одной из ключевых ролей пятисерийного фильма «Куляш», премьера которого состоится на следующей неделе на казахском телеканале «Хабар». Елхимов играет в нем советского композитора Евгения Брусиловского, вместе с другими героями занимающегося становлением оперы в Казахстане. Вряд ли сериал в ближайшее время увидит российский зритель, поэтому «Другой город» попросил самарского артиста как можно подробнее описать ощущения от съемок в зарубежном кино.
Текст: Данила Телегин
— Как тебя занесло в казахский сериал?
— Всё случилось довольно неожиданно и даже как-то фатально, слегка абсурдно. Приехала в «СамАРТ» девушка, кастинг-директор частного агентства, которое снимает сериал для национального канала Казахстана. Утром мне позвонили из театра, спросили, во сколько я буду — и всё. Когда я приехал после спектакля из Дома Актера, меня уже, как оказалось, давно ждут. Зашёл в переговорную комнату, где сидела девушка, представившаяся Меруерт. Она дала мне листы текста и сказала, что по типажу я — Евгений Григорьевич Брусиловский. «Надо прочитать?» — уточнил я. «Нет, надо сыграть»… Я был уверен, что на первом съемочном дне всё и закончится, но в итоге съемки заняли полмесяца.
— Я думаю, не все знают, кто такой Брусиловский.
— Я тоже до съемок фильма, к стыду своему, не знал этого известного советского композитора. Он — автор первых национальных опер и первого гимна Казахской ССР. Собственно говоря, об операх и оперном театре этот сериал и рассказывает. Фильм называется «Куляш» по имени главной героини — актрисы, солистки, исполнительницы главных парий в этих операх Куляш Байсеитовой.
— То есть, сериал в духе «история женщины тяжелой судьбы»?
— Наверное, нет. Чем всё закончится, каким получится фильм — я не знаю. Ведь я даже не читал весь сценарий, но история в целом мне понятна. Тут надо начать с другого…
Съемки проходили в Уральске, в каких-то трех часах езды от Самары, но как по щелчку я переносился совершенно в другую обстановку, как на другую планету перелетал. Съемочная группа действительно жила этой картиной, этим миром 30-40-х годов Казахской ССР. Представь, есть задание партии — создать первую Национальную оперу, и к нему привлекают нескольких молодых людей, в том числе моего персонажа, Евгения Брусиловского. Который был всего лишь преподавателем музыки в школе. Но амбициозная задача сплачивает людей, они находят друг друга. Вдруг у них, никому не известных, начинает получаться! Из сообщества они превращаются в театр-студию, потом эта театр-студия приобретает статус музыкального театра, потом они говорят «а давайте сделаем оперу» — и делают её. И так они добираются до самого верха. Главная героиня получает Сталинскую премию, а потом еще одну. Брусиловский становится председателем Союза композиторов и тоже получает две Сталинских премии. Они становятся людьми, вошедшими в историю. Так что сериал — об идее, которая начинает реализовываться.
Я поначалу приехал с ощущением некоторой несерьезности. Меня же за два дня утвердили на роль, я подошел просто как типаж, и был уверен, что у меня всего лишь маленький эпизод. Только после первого съемочного дня я понял, что у меня крепкая роль второго плана, которая проходит через весь сериал.
Ключом к смене моих ощущений стал разговор с режиссером Жусуланом Пошановым. Он пришел к нам, молодой парень, сам про себя говорит с юмором, что он «третий по Алма-Ате». Очень интересный человек. И он сказал: «Я хочу, чтобы эта история об увлеченности идеей стала близка молодым людям, которые, посмотрев фильм, могли бы поверить в себя». Так что для меня стала главной не достоверность образа человека, о котором я мало знаю. Ведь о Брусиловском в Википедии совсем маленькая статья, и прочитанные мною мемуары немного добавили… Самым важным и понятным для меня было то, как мечта и увлеченность идеей становится смыслом жизни, даёт ощущение свободы и реализованности.
— Фильм на казахском. А ты на каком говорил?
— Все актеры, кроме меня и Игоря Рудакова, который играл Сталина (тоже актер «СамАРТа»), были из Казахстана. По-русски им было играть очень тяжело, некоторые сцены из-за этого снимали дублей по десять. В итоге приняли решение: они говорят на казахском, а Брусиловский — на русском.
— Когда премьера?
— 16 декабря на национальном канале «Хабар», и для Казахстана это важное событие, поскольку фильм о людях, которые создавали национальную культуру. У них сериал собирается смотреть Президент, все там очень волнуются. Каким будет резонанс, как отнесутся критики?..
— Это ведь не первая твоя роль в кино…
— Третья или четвертая. Но по продолжительности и степени вовлеченности она самая крупная. Именно на этом фильме вдруг появилось ощущение большой ответственности. Я понял, что от меня тоже зависит финальный результат.
— Какую сцену снимали дольше всего, какая была самая сложная?
— Сложно было между сценами, при подготовке, когда я работал с текстом. Надо было «присвоить» его за очень короткое время, сочинить ощущения персонажа, положить их на характер… А по интересу — да, было кое-что.
Есть легенда, что одна из вокальных партий главной героини родилась, когда она ехала в бричке. Куляш засмеялась, тут бричка подскочила на кочке, и у Брусиловского из этого возникла музыкальная тема, некий ход. И вот мы всё это снимали не природе. В точной копии брички, на которой Пушкин ездил к дому Пугачева, когда изучал жизнь этого бунтаря (взяли из музея). Запрягли коня, а дорога была разъезженной, бричка застряла. И лошадь стала очень сильно рвать, чуть не отправила нас всех в овраг. Страшновато было. Поэтому даже съемочное место пришлось перенести на другую дорогу.
P.S. В саундтреке-трейлере можно увидеть те самые кадры на бричке