СЧЕТ, ПОЖАЛУЙСТА! Что думают местные бизнесмены о ситуации вокруг банков
115
Структурам, способствовавшим закрытию самарских банков, заодно удалось нанести мощнейший удар по местному бизнесу. Если физлица могут рассчитывать на выплаты возмещений по вкладам, то предпринимателям остается только попрощаться со своими счетами и деньгами. И это в предновогодний период, архиважный для сферы услуг и некоторых видов товаров. Вместо того чтобы заниматься делами, бизнесмены тратят часы и дни на открытие новых счетов в ребрендированной духоте «Сбербанка» (или других банков, которые точно не загнутся, если вы знаете такие), и приличных слов для описания ситуации у них не осталось. «Другой город» выслушал нескольких предпринимателей, и узнал, как они оценивают происходящее.
Некоторые имена пришлось изменить ради всеобщего блага и мира на Земле.
Слушал и записывал: Данила Телегин
Владимир Обухов, предприниматель, запись в Facebook от 25 ноября
Сегодня банк «Солидарность» приостановил платежи. Это уже третий региональный банк, после ВКБ и ВСБ.
Я везунчик вдвойне. Расчетные счета трех моих предприятий (Кинель-Черкасское АТП, ЗАО «Сфера-Моторс», Опытный завод «Механика») были в ВКБ, еще двух (ЗАО «Созидатель» (переработка с/х продукции), СПК «Заря») — в «Солидарности». Кредитную линию для регулярной выплаты зарплаты всем моим предприятиям предоставляла «Солидарность».
Есть интересный факт: федеральные банки без объяснения причин задерживают межбанковские переводы региональным банкам – на неделю и более. И это в тот самый момент, когда на волне паники вкладчики в массовом порядке изымают средства. Именно эта задержка плюс четко спланированная кампания «черного пиара» уничтожили ВКБ, ВСБ и теперь добивают «Солидарность».
Еще Маркс писал о том, что капиталисту необходим кредит для того, чтобы регулярно выплачивать зарплату, независимо от случайностей процесса «деньги – товар – деньги». Нет такого кредита – нет зарплаты вовремя – нет бизнеса. У нас малый и средний бизнес кредитуют только региональные банки. Федеральные банки готовы кредитовать только физиков и сырьевую экономику. Значит, вместе с региональными банками погибнет большинство малого и среднего бизнеса.
Я вспоминаю 1997 год, когда в преддверии дефолта начал сыпаться малый бизнес. Тогда я был владельцем и директором Кинель-Черкасской мебельной фабрики. Из-за отсутствия оборотных средств я не смог выплачивать зарплату работникам. И ночью кто-то побил стекла в моем доме. Я понимаю, что отделался сравнительно легко. Однако я до сих пор помню ужас, который я испытал, страх за жену и маленького ребенка.
И сегодня мы вновь стоим перед реальной перспективой активного протеста работников малых предприятий. Сначала они будут бить стекла работодателям, потом доберутся и до властей. Ибо предприниматели не будут нести ответственность за действия федеральных банков. Они незамедлительно укажут на федеральные банки (и на стоящее за многими из них государство) как на виновников.
По имеющейся у меня информации, для спасения ВКБ нужен был всего 1 миллиард рублей. Поверьте, в мире банков и госбюджета это совсем не большая сумма. Найдись она вовремя, и не надо было бы тратить бюджетные средства на страховые выплаты, не продолжилась бы паника, не страдали бы предприятия. В связи с этим у меня два вопроса к господину губернатору и к господину Кобенко (последний, кроме прочего, является председателем регионального Межбанковского союза):
1) что региональные власти сделали для спасения региональных банков? (успокоительные разговоры не считаются)
2) если что-то делалось, то почему не помогло?
Господа, вы так увлеченно строили «вертикаль», что теперь управляете ВСЕМ, а значит, отвечаете тоже за ВСЕ. И будьте так любезны – ответьте!
Иосиф К., предприниматель
Так получилось, что я оказался генеральным директором фирмы, которую мы с друзьями открыли. А я, мягко говоря, не силен в бухгалтерии, операционных счетах, вот это все… Но обязанность открывать счет под проект свалилась на меня. Я спросил одного своего товарища, в каком банке это дело можно быстро и без геморроя сделать. Он плечами пожал и говорит: ну в «Волго-Камском», например. Причалил я в «Волго-камский», мне там с порога нахамили, разве что на х*й не послали. Я обиделся, не стал там счет открывать. Пошел в «Альфа-банк», которым как физлицо пользуюсь, и весьма доволен. Там было все очень-очень вежливо, очень-очень уважительно, но вместо обещанных трех дней счет открывали три месяца. Когда открыли — он уже оказался не нужен, проект свернули. Через пару месяцев проект опять воскрес, и я решил пойти открывать счет тупо в ближайший к дому банк — так и пришел в «Волжский Социальный». Теперь вот сижу жду, когда мои 600 тысяч отправятся в ад.
Есения Кипарисова, финансовый аналитик
Никто из моих клиентов не имел счетов в «Волго-Камском коммерческом банке». Но с «Волжским социальным банком» я работаю каждый день, там сейчас всё нормально. Самоубийство председателя правления, может быть, и кажется одним из звеньев в цепочке событий, но говорить наверняка мы не можем. ВСБ закрывался на три дня, но потом продолжил работу, как и обещал. О «Солидарности» знаю только на уровне слухов… Вообще я против того, чтобы поддерживать истерию и сеять панику. То, что люди бегут снимать деньги со счетов, только усугубляет ситуацию.
Мне кажется, центральные банки (типа «Сбербанка»), перетягивают на себя юридические лица. Если вклады физлиц застрахованы до 700 тыс., то юридические лица не застрахованы никак — их деньги просто пропадают. И дополнительные счета пострадавшие идут открывать в «Сбербанке». То же самое было в 2008 году. Надо заметить, что «Сбер» является генеральным партнером Олимпийских игр в Сочи, и похоже, что всё это связано.
Другая версия — «чистка» местных банков за то, что они слишком лояльны к «отмыванию» денег.
Эдгар, предприниматель
История достаточно банальная. Началось все 28 октября, в понедельник. Благодаря звонку своих инсайдеров, я с утра узнал, что деньги нужно срочно выводить. В тот же день платежки были отправлены в электронном виде. В обед мне позвонили из банка и попросили подъехать — оказалось, что платежка не проходит, и попросили разбить её на более мелкие. У меня было около 1 млн., который разделили на платежки по 50 тыс…
Тут-то всё остановилось. И оставалось в таком виде до того момента, когда у банка отозвали лицензию. Всё это время шли отписки о том, что проблем на самом деле нет — всё это, мол, происки конкурентов.
В какой-то момент сами сотрудники банка стали предлагать в приватных разговорах перевести деньги со счетов юрлиц на счета физлиц. Но вскоре выяснилось, что агентство по страхованию вкладов именно такие вклады отметает.
Затем появились люди, которые просили большую комиссию за то, что все счета пройдут. Они брали в банке кредит, затем рефинансировали его и т.д. Терялось на этой схеме от 25 до 50 процентов, и ей вообще никто особенно не доверял… Итого: по налогам нам что-то зачтётся, но миллион, скорее всего, пропал. Вероятность, что удастся его вытащить — процентов десять.
Старый Рекламист
Информацию о том, что будут проблемы с банками, я получил недели три назад, и сразу начал думать, куда уходить из «Волжского Социального». Мы полезли в интернет и обнаружили, что предпосылок никаких нет, рейтинги у банков были нормальные. Но в нашей стране всё равно больше веришь слухам, а не официальным заявлениям. Решение открыть счет в другом банке я принял быстро… Кто-то из коллег и партнеров еще пытался и пытается быть верным ВСБ. Но моя фирма занимается услугами, и особенно активна в предновогодний сезон. Любое торможение средств для нас сейчас практически смертельно. Пусть «Волжский Социальный Банк» ещё держится, но там огромные очереди, он лишится большой массы денег — а для любого банка это очень плохо. Даже если он выстоит, условия жизни там совершенно изменятся. Тем более понятно, что председатель не просто так ушел из жизни.
Я вижу в этой ситуации не нападки конкурентов на определенный банк, а спланированную акцию. Возможно, государством или приближенным к нему структурами. Это передел собственности в плане сокращения региональных структур.
А если бы закрывали банки, занимающиеся обналичкой, то пришлось бы закрыть все.