,
В пятницу, 8 декабря, в галерее «Новое пространство» Самарской областной библиотеки торжественно открылась выставка «Прозрения» народного художника России Дмитрия Санджиева.
Скрытый намёк на появление этой выставки областная библиотека сделала ещё в мае. На фестивале «Время читать» появился своеобразный анонс – «Куб Санджиева».
По словам организаторов выставки, именно тогда они «замечтали» привезти подлинники работ Дмитрия Санджиева в «Новое пространство». В декабре мечта исполнилась.
Слева — Дмитрий Санджиев, справа — директор Самарской областной библиотеки Светлана Пряникова
В экспозицию галереи областной библиотеки удалось включить более 100 живописных и графических работ Дмитрия Никитича, которые охватывают все этапы его долгого творческого пути.
Начинал Санджиев с графики. Его дипломной работой при выпуске из института в 1981 году стала серия графических листов «Вдова чабана», шесть листов из которой закупила Третьяковка, а три оставшихся на всемирной «Триеннале рисунка» в Нюрнберге купила известная фирма «Фабер Кастелл».
С конца 90-х имя Дмитрия Санджиева ещё не раз звучало в залах мировых галерей. Он многократно выставлялся с персональными выставками в Австрии, Германии, Италии, Швеции, Швейцарии, Китае и США.
Спустя столько лет и сотни выставок Дмитрий Санджиев по-прежнему считает серию «Вдова чабана» одной из своих самых любимых работ.
На выставке «Новое пространство» представлена умиротворяющая «Дорога» из серии «Вдова чабана».
Другие примеры графики Санджиева 1980-х годов также заставляют остановиться и долго всматриваться в произведение: «Разнорабочий», «Гадалка» и «Актёр».
Нельзя пройти мимо серии графики про животных. Для любителей собак – «Преследование» (1983 года). Для любителей кошек – «Кошкопад» (2007 года) и «Холодный город. Потянулись на юг» (1996 года).
Вообще в графике Дмитрия Санджиева много образов котов и кошек. Как признался сам автор, у него был кот Моня, которого он неоднократно писал и рисовал в разных жизненных ситуациях.
Графике на выставке «Прозрения» отведено внушительное место в зале галереи, однако своим масштабом поражает живопись художника – этап его творчества, начавшийся в нулевые годы и продолжающийся до сих пор.
Санджиев работает в сложной технике – он пишет по холсту и на огромных деревянных досках, покрытых левкасом. Это специальный грунт, который использовали ещё в средневековой живописи. Чаще всего левкас применялся в иконописи.
Подобно тому, как находишь что-то неземное и одновременно родное при взгляде на икону, так и живопись Санджиева приглашает зрителей к диалогу с бездной, одаривая новыми озарениями.
Дмитрия Санджиева часто называют художником-иллюзионистом, однако его полотна – это мастерское сочетание прозрений самого художника, чувственных восприятий среды вокруг, а также экзотической культуры и религии народов всего мира.
На выставке в «Новом пространстве» в живописи Санджиева вы найдёте «Колыбель вселенной» (2011 год), древнеегипетский «Жёлтый скол» (1996) и даже «Эдем» (2017).
На открытии выставки в Самаре Дмитрий Санджиев признался:
«Я, наверное, подключён к ноосфере, о которой писал Владимир Вернадский. Мне приходят идеи откуда-то из космоса, а я их интерпретирую. Можно сказать, что я просто ретранслятор».
Прикоснуться к творчеству живописца и графика гости библиотеки смогут до 28 января 2024 года в Самарской областной библиотеке на проспекте Ленина, 14а.
Вход свободный. Возрастное ограничение: 6+
Фото отсюда
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте