,
В «СамАрте» осенняя премьера. Александр Кузин поставил пьесу Григория Горина «Поминальная молитва» (16+).
Это двенадцатый спектакль известного режиссёра в самарском театре за четверть века. Корреспондент ДГ Анастасия Кнор побывала на премьере и написала очень личную рецензию на постановку и творчество режиссёра.
В 1998 году Александр Кузин поразил зрителей сказкой о страхе «Чу-ха-ха» и с тех пор триумфально раз в два года воплощает свои задумки на сцене «СамАрта».
Особенно хороши его работы по классическим произведениям. Народный артист России Александр Кузин говорит, что «уходит в классику, как в эмиграцию, с нежной грустью и тонким удовольствием». И действительно, его «На дне», «Ревизор», «Горе от ума» вошли в долгосрочный и любимый всеми репертуар театра.
«Поминальная молитва» – это одна из шести пьес Григория Горина, сюжет которой он заимствовал у еврейского писателя Шолом-Алейхема.
Серия рассказов «Тевье молочник» была написана на идише в период с 1894 по 1914 год. Все они о непростой доле бедного еврея, который пытается выгодно отдать замуж пятерых своих дочек.
Фабула спектакля – молочник Тевье живет на хуторе Анатовка, у него две коровы, старая лошадь, вместо которой он иногда впрягается в телегу, жена Голда, пять дочек и вера в Господа, к которому он то и дело обращается в поисках правильного решения.
Вокруг Тевье мирно живут евреи, русские и украинцы, ходят в гости и помогают друг другу.
«Что плохого, если Степан подоит мою корову в субботу, а я подою его корову в воскресенье?» — восклицает Тевье, когда в Анатовке начинаются еврейские погромы, и вся жизнь местечка становится наперекосяк.
Александр Кузин скрупулезно точно выстраивает композицию спектакля. Кажется, что перед тобой и правда еврейская община, хотя никто не носит пейсов. Портняжка Мотл (Павел Маркелов) и ещё несколько персонажей носят кипу, да вот и вся отсылка.
Но если вспомнить историю «Поминальной молитвы», которая была написана Гориным специально для театра Ленком, то главную роль молочника Тевье там играл Евгений Леонов.
Мне довелось видеть эту постановку. Евгений Леонов как будто нарочито отказывался от всей национальной атрибутики, от какого-то ни было акцента, но эффект был потрясающим.
Также, как и в случае с Игорем Рудаковым (Тевье), было ощущение полного погружения в жизнь еврейской семьи.
У Кузина все спектакли поставлены на актёров. Как невозможно представить себе «Ревизора» без Павла Маркелова или «Здесь живут люди» без Розы Хайруллиной (к сожалению, давно снят с репертуара), так и «Поминальная молитва» как будто придумана для пары Игорь Рудаков и Ольга Агапова (Голда, жена Тевье). И спектакль нужно посмотреть, чтобы в первую очередь проникнуться непревзойденной игрой этих артистов.
В спектакле есть эпизод, когда старшая дочь Цейтл рожает в муках своего первенца, а больная, обессиленная Голда начинает помогать ей, обретая с ней невидимую связь и как бы рожая вместе с ней.
Эпизод длится около трёх минут, но комок, который появляется у тебя в горле, начинает расти и заполнять тебя, и ты совершенно не замечаешь потока слёз, что текут по лицу.
В спектакле много сильных моментов. Много смешных, трогательных, печальных. В целом, хочется режиссёру и всей труппе сказать большое спасибо.
Казалось бы, могла получится история о дне сегодняшнем, когда стараются разобщить всех и вся. Но урядник (украинец по действию спектакля) искренне и в меру своих возможностей заботится о еврейской части Анатовки, давая время распродать или пристроить своё имущество перед выселением за черту оседлости.
А русский сосед Степан (Дмитрий Добряков) в трудную для семьи минуту покупает дом Тевье и гасит внутрисемейную ссору. Словом, «Поминальная молитва» – это ещё и про добрососедство, сострадание и милосердие.
И наконец, почему «Возвращение». В 1992 году на волне феноменального успеха спектакля театра Ленком «Поминальная молитва» была поставлена и в нашем самарском ТЮЗе.
Александр Кузин радуется, что не успел увидеть той версии, а только наслышан о ней. Режиссёр Андрей Дрознин пригласил тогда на роли Тевье и Голды народного артиста СССР Николая Михеева и заслуженную артистку РСФСР Любовь Альбицкую.
Из прежней труппы в первом составе играли Игорь Рудаков (Мотл), Сергей Захаров (Ребе), Дмитрий Добряков (Федор), Ольга Агапова (одна из дочерей Тевье), Людмила Гаврилова (мать Менахема).
Рассказывают, что спектакль имел ошеломляющий успех. Его даже вывозили на гастроли в Москву – в театр Станиславского. Игорь Рудаков вспоминает, что сыграли тогда всего два спектакля, зато каких!
На один из них пришел сам Григорий Горин, и по итогам восхитился: «Где вы нашли такого роскошного Лейзера?!».
Здесь, конечно, надо вспомнить Игоря Данюшина, заслуженного артиста России, которого тоже уже нет с нами. На второй московский спектакль пришёл актер Владимир Стеклов и тоже был в полном восторге, отметив работу Владимира Панчешина в роли Степана.
В 1993 году не стало Николая Михеева, и спектакль остался без главного героя. Долго искали замену. И даже однажды, чтобы привлечь внимание к театру и постановке, пригласили из Москвы Владимир Стеклова и Александра Абдулова.
Стеклов вышел на сцену в роли Тевье, Абдулов сыграл Менахема. В этом составе прошло всего два спектакля. Наконец, Тевье отыскался.
На роль пригласили заслуженного артиста РСФСР Олега Свиридова. Но во второй половине 1990-х годов спектакль естественным образом сошёл со сцены. С тем, чтобы триумфально вернуться в 2023 году.
Игорь Рудаков, главный герой, исполнитель роли Тевье:
«Счастье работать с Александром Кузиным. Потому что это великий режиссёр, серьёзный мастер и большой художник. Он обладает талантом не только ставить классные спектакли, но и очень бережно работать с актёрами.
Ещё очень важный талант Кузина – видеть таланты других. Все его спектакли являются не только кассовыми, но и предметом искусства.
Четверть века назад Адольф Шапиро пригласил его поставить спектакль в «СамАрте». Тогда министром культуры была Светлана Хумарьян, которая задала высокую планку для всего региона и нашего театра тоже.
Адольф Шапиро тогда в шутку предложил министру переделать ужасное фойе кинотеатра «Тимуровец». Но слова его восприняли всерьез. Фойе переделали, и Шапиро поставил свой первый спектакль в театре «Бумбараш». С этого началась золотая эра «СамАрта».
Этот анекдотический случай, я считаю, вывел наш театр на уровень не только страны, но и мира. Потому что с появившемся впоследствии спектаклями Александра Кузина мы побывали много где.
Благодаря этому знакомству состоялась и моя актёрская судьба. Не просто сотрудника театра, а именно актёра. Я уверен, что многие из моих коллег скажут так же.
Самое главное, когда актёры и режиссер «одной крови». Тогда спектакль обречён на успех. Я спрашивал Александра Кузина: почему вы не ставите в других театрах, куда вас зовут? Он ответил: потому что не всегда случается тандем.
У нас его любят безумно и боготворят (надеюсь, взаимно), и поэтому всё получается. Пусть режиссёр будет трижды гений, но если у артиста не будет желания работать с ним, спектакль не сыграется.
«Поминальная молитва» для меня началась 10 декабря 2022 года. Мне позвонил Сергей Филиппович Соколов и сказал, чтобы в этот день я был в театре. Приехал Александр Кузин и позвал нас с Ольгой Агаповой обсуждать новую постановку.
Мы с Ольгой до этого уже работали его ассистентами на спектаклях «Горе от ума» и «Жизнь артиста». В этот раз мы также стали ассистентами режиссёра. И как-то сразу было понятно, что мы играем главные роли.
Честно скажу, у меня сначала ничего не получалось. Потому что я не чувствовал себя стариком. Я по-прежнему был Мотлом, а не Тевье. У меня же в памяти Николай Михеев, которому, когда он играл главную роль, было под 70 лет.
А потом мне прислали фотографию с репетиции, где я с бородой. Я посмотрел на себя со стороны и признал в себе Тевье. Сначала внешне, а потом внутренне. Тогда и начало все получаться. Так что всё дело в бороде».
Фото автора
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте