Бежать вместе

Самарский учитель физкультуры придумал занятия для детей с инвалидностью — и привлек к ним обычных школьников

 1 181

Автор: Евгения Новикова

.

,

Спортзал самарской школы №65 мало чем отличается от других — высокие потолки, окна во всю стену и дощатый пол, блестящий от ярко-голубой краски. Но место красит человек — вот он, стоит по центру, широко улыбаясь двум группам детей перед собой. 24-летнего парня с черными взъерошенными волосами и ямочками на щеках зовут Нуриддин. В школе и дети, и взрослые обращаются к нему по имени-отчеству — Нуриддин Шухратович, потому что он — учитель физкультуры. 

На первый взгляд дети, которые выстроились перед учителем в две шеренги, образуя прямой угол, отличаются друг от друга только тем, что в ряду справа все мальчишки и девчонки — в белых майках поверх своих свитеров и толстовок, с четкой красной надписью «Без границ» на спине. Но если внимательнее присмотреться к ряду слева, то становится ясно — там дети… особенные. Один постоянно указывает на тебя пальцем и будто усмехается, другой закрывает руками уши, третий попеременно присвистывает и щелкает языком, у кого-то блуждает взгляд. Это дети с инвалидностью, в основном с ментальными нарушениями — ДЦП, синдромом Дауна, расстройствами аутического спектра (РАС). Они пришли — вернее, родители их привели — на занятие по физкультуре.

По команде Нуриддина ребята в белых майках направляются ко второй шеренге — так у каждого особенного ребенка появляется персональный помощник. Учитель хлопает в ладоши и громким поставленным голосом дает знакомую команду: «Кругом — шагом марш!», и начинается движение. Скоро ребята переходят на бег. Волонтеры в белых майках бегут рядом с детьми-инвалидами — кого-то держат за руку, кого-то только подбадривают словами и одобряюще похлопывают по спине. Они будут рядом все занятие — будут вместе с ними приседать, качать пресс и выполнять игровые упражнения — например, пролезать на четвереньках через обручи и обходить конусы-препятствия. А в конце, как обещали, поиграют с ними в мяч — у детей с ОВЗ это любимый момент урока, и на пути к нему они готовы преодолевать себя. 

Начало

Сегодня Нуриддин Пазылов — квалифицированный тренер по адаптивной физкультуре и спорту. Хотя совсем недавно он хотел стать имамом. Но как единственному сыну ему предстояло взять на себя заботу о родителях, поэтому после школы он пошел учиться в колледж и параллельно — работать. Он устроился в военно-патриотический клуб по месту жительства, где учил молодежь тхэквондо и вел у мальчишек допризывную подготовку. Работу и учебу он совмещал с поварскими курсами, где познакомился с мамой ребенка-аутиста Александрой Петровой. Он предложил ей привести ребенка к нему на занятие физкультурой. С разрешения директора клуба занятия стали регулярными, и уже очень скоро их посещали порядка 30 особенных детей с родителями.

О секции по адаптивной физкультуре узнали активисты Общероссийского народного фронта — совместно с департаментом образования они пытались найти для занятий другую площадку, но ни один из предложенных вариантов не подошел. После этого Нуриддин уволился из клуба — пристальное внимание чиновников и общественников спровоцировало конфликт с директором, который опасался, что инклюзия может вытеснить военно-патриотическую направленность учреждения. Занятия с детьми с инвалидностью прекратились.

— Мы думали о том, чтобы сделать занятия платными и покрывать расходы на аренду зала, но не стали. Я же видел, как живут семьи, которые приходят в клуб. Сам иногда покупал детям носки, — рассказывает Нуриддин. — Перепробовали несколько разных тренеров, но ни у кого не получалось вести занятия. В результате Александра сама стала тренером.

Сегодня Александра регулярно проводит занятия по ОФП для детей с инвалидностью в рамках благотворительного проекта «Открытый мир».

Нуриддин 2

Уникальный отряд

Нуриддин тем временем устроился в школу №65 учителем физкультуры. Это школа на ул. Ново-Вокзальной, 19 — сюда ходят учиться дети Безымянки, жители домов на Вольской, ул. Свободы, Ново-Вокзального и Томашевского тупиков, Славного и Роликового переулков.

Примерно через год про учителя вспомнил департамент образования — нужно было провести мероприятие для особенных детей. Мероприятие прошло в школе при поддержке самарского отделения ВОРДИ — Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Теперь уже эта организация предложила Нуриддину регулярно проводить на площадке школы занятия по адаптивной физкультуре. Но не удалось договориться об условиях аренды с директором школы.

— Тогда родители стали сами звонить и писать мне, чтобы я взял детей на занятия. В результате они возобновились, сейчас у нас на занятиях бывает до 20 детей с инвалидностью, плюс порядка 30 волонтеров, — говорит Нуриддин. — Сейчас у департамента образования на рассмотрении находится договор о безвозмездном пользовании спортзалом через самарское отделение Федерации тхэквондо.

Потом учителя физкультуры назначили классным руководителем 6В класса — по словам директора школы Татьяны Сапуновой, одного из самых непростых. Но Нуриддин сформировал из учеников этого класса волонтерский отряд «Без границ» и привлек их к занятиям с детьми-инвалидами. Благодаря этому у каждого ребенка-инвалида на занятиях есть помощник.

— Когда у каждого ребенка с инвалидностью на занятии есть индивидуальный помощник, кроме физической абилитации идет социальная адаптация. Родители потом рассказывают, что после нескольких посещений ребенок, например, гораздо спокойнее переносит поездки на общественном транспорте, — объясняет Нуриддин.

Его первые помощники из 6В теперь в восьмом классе — самый трудный подростковый возраст.

— Мы нисколько об этом не пожалели — в нужное русло детей направили. Они стали лучше учиться, у них изменилось поведение. Те ребята, кто стоял на внутришкольном учете, уже не числятся там сейчас, — рассказывает Татьяна Сапунова.

Одна из активисток отряда Рушана рассказывает, что с самого начала участия в проекте ее в первую очередь интересовала возможность проявить себя в организации мероприятий, составлении презентаций, но со временем фокус сместился.

— Мы видим, как трудно и родителям, и детям и стараемся помочь им, как можем. У нас в классе есть мальчик, раньше он плохо учился, часто грубил и учителям, и другим волонтерам, но сейчас все по-другому. Мы разговаривали с ним об этом, он сказал, что занятия с особенными детьми сделали его лучше, — рассказала Рушана.

Волонтеры видят свою главную задачу в том, чтобы познакомиться и подружиться со своими подопечными, найти с ними общий язык, договориться. Перед тем, как присоединиться к группе, ребята обучаются взаимодействию с детьми-инвалидами на мастер-классах и «стажируются» у более опытных добровольцев.

— У моего сына аутизм, нарушена общая моторика. Ему сложно выполнять инструкции, и занятия у Нуриддина для нас — это единственный вариант, потому что есть помощники и индивидуальная мотивация. Мой ребенок здесь получает реальную нагрузку, это своеобразный сток эмоций и физической активности, а еще — опыт включения в ситуацию. Никакие другие формы абилитации не могут всего этого дать, — утверждает мама одного из детей Елена.

По словам волонтеров, занятия с особенными детьми помогают им «более трепетно относиться к миру». Кроме спорта, члены отряда «Без границ» занимаются с ребятами лепкой, рисованием и делают разные вещи в мастерской чудес. Сейчас отряд готовит еще один проект «Я у мамы поваренок», задача которого — через обучение технологии приготовления разных блюд повлиять на улучшение моторики у детей, развить навыки командной работы и подготовить к более самостоятельной жизни.

Проблема места

— Подобные методики абилитации детей-инвалидов давно практикуют за границей. В России подобного опыта пока нет. Я надеялся, что на площадке школы №65 нам удастся создать образцовый центр, передавать опыт педагогам других школ, чтобы они реализовывали такие проекты на своих площадках, — делится Нуриддин.

Увы, сегодня это кажется невозможным. По словам Татьяны Сапуновой, образовательное учреждение, как и многие другие в городе, не приспособлено для приема большого количества детей с инвалидностью — не хватает материально-технической базы. К тому же на таких занятиях должен присутствовать подготовленный медработник.

— Я не против того, чтобы к нам на занятия приезжали дети из других районов и школ. Но наше здание — это имущество департамента образования. И чтобы здесь официально открыть подобный центр, нужно соблюсти все условия, это непросто. Возможно, лучше было бы создать такой центр на другой площадке, — говорит директор школы №65.

Пока отряд делится опытом на уровне выездных мероприятий в школах региона. Кроме того, готовится к печати методическое пособие Нуриддина для родителей и педагогов по внедрению элемента инклюзии в занятия ОФП — к изданию первых 100 экземпляров подключился самарский филиал Московского городского педагогического университета.

Почему это важно

По данным регионального правительства, на 1 января 2020 года в Самарской области  зарегистрировано 224 675 инвалидов, из них детей — 10 961 человек (1,8% от общей численности детей области). Отдельной статистики по детям с расстройствами аутистического спектра нет. Также как нет ни программ, ни специальных ресурсов для физкультурных программ для них. 

— Сегодня у нас нет ни одной официальной структуры, куда ребенок-инвалид может бесплатно, за счет средств бюджета отправиться на реабилитацию через адаптивный спорт, — утверждает инициатор образовательного инклюзивного проекта «Ресурсный класс в Самаре» Оксана Тихомирова. — При этом в министерстве спорта уже несколько лет лежит проект по созданию областного центра реабилитации с помощью адаптивной физкультуры и спорта.

В региональном минспорта подтвердили «Другому городу» — такой проект существует, но его реализация возможна «в случае выделения дополнительных средств областного бюджета». К вопросу открытия центра министерство вернется «в случае стабилизации экономики». Пока же ведомство «оказывает поддержку некоммерческим организациям Самарской области – получателям региональных и федеральных грантов на реализацию проектов, направленных на развитие адаптивного спорта (в том числе, среди детей), а также на их дальнейшую реализацию». 

UPD 9 апреля. В первой версии материала в комментарии Оксаны Тихомировой упущено важное уточнение: в регионе на данный момент не ведется реабилитация детей-инвалидов за счет средств бюджета именно с помощью адаптивной физкультуры и спорта.

Фото отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter