,
Интервью с одним из тех немногих людей, которые действительно увеличивают в Самаре количество туристов.
На теплоходе музыка играет, кто-то там стоит один на берегу, туристы пляшут под Лепса на палубе… А над всем этим – капитан теплохода «Павел Бажов» Петр Липин. Не пляшет, а следит за тем, чтоб отдыхающие не попадали друг за другом в Волгу и в полном составе добрались до пункта назначения. Потому что речной круиз для него – серьезная работа. А не эти вот ваши магнитики на холодильник из Елабуги.
Текст: Ирина Якоби Фото: Аля Шарипова
О капитанской доле
«В профессии я, наверное, с 15 лет — как надел тельняшку, поступил в училище. И до сегодняшнего момента. Был рулевым, первым штурманом, вторым… На «Павле Бажове» у меня уже 18-ая навигация. Раньше этот теплоход назывался «Вильгельм Пик», по имени немецкого коммуниста. Немцы построили судно в начале 60-х – за 72 дня».
«Понятие «рабочий день» для капитана теплохода очень условное. Капитан на рабочем месте 24 часа. Потому что ответственность за теплоход и людей лежит круглосуточно — не важно, в рубке ты, спишь ли, ешь…».
Об экипаже и дисциплине
«В экипаже у нас 60 человек, включая работников ресторана, аниматоров. Это на берегу можно отработать 8 часов и уйти — делай, что хочешь. Руководителю все равно – выпиваешь ты там, гуляешь… А здесь мы под одной крышей 24 часа. Есть регламентирующие документы: что можно на теплоходе, что нельзя. Когда человек приходит сюда работать, с ним все это оговаривается, подписывается договор. И на основании этого договора я могу с него в дальнейшем спрашивать. Выпил? Половины премии лишился. Второй раз поймали? Все, до свиданья. Может быть, жестко, но по-другому нельзя».
«Экипаж легко может общаться с отдыхающими, у нас нет жестких правил: вот это – для туристов, это – для работников. Члены экипажа могут ходить на дискотеки. А вот в бар – нет».
О развеселых туристах и падениях за борт
«Среди туристов много знакомых – некоторые из них по 10 лет ездят в круизы, иногда и по два раза в год. Курьезов полно, конечно. Помню, в каютах были раскладные диваны. И однажды плыли с нами две женщины. Встретил их в коридоре, спрашиваю – как устроились? Все, говорят, хорошо, вот только тесновато. По команде переворачиваемся с боку на бок! Я смотрю – вроде, средней комплекции женщины, не должно проблем быть. Удивился. А потом оказалось, они диван не разложили, так и спали на одной половине, а круиз – пять дней!»
«Агрессивные туристы попадаются, но, в основном, люди управляемые. Мы стараемся сразу создать рамки. Когда отдыхающие попадают на борт, в первый же день с ними проводится организационное собрание. А если люди совсем уж в неадеквате, все-таки приходится их высаживать на берег. Но это редко бывает, за навигацию 1-2 случая».
«Бывало, туристов вылавливали из воды. Помню одну девушку, плавать не умела. И прямо во время круиза прыгнула за борт – несчастная любовь! По пьянке тоже иногда падают. Но всех всегда вытаскивали, без жертв. Кроме одного случая. Я тогда еще штурманом работал, в конце 80-х. Человек ушел из жизни. Дедушка, 84 года. Написал записку – в моей смерти прошу никого не винить. И выпрыгнул за борт».
О воспитанных иностранцах
«Плавают с нами и иностранные туристы, но сейчас их немного. В прошлом рейсе — 3-4 человека. От наших они, конечно, отличаются. Все-таки иностранец, скорее всего, не придет в ресторан теплохода в сланцах и шортах. А если он посидел в баре, оставит там чаевые».
О непредвиденных ситуациях
«Нести ответственность за людей всегда страшно. Бывают ветры, штормы, ураганы. Приборы иной раз не выдерживают, не справляются с помехами. Вон, в прошлый раз 32 метра в секунду ветер был. Внутри страх может быть, но капитан его показывать не должен. Давишь это чувство. Понимаешь, что теплоход надежен, он рассчитан на такие ситуации. Команда надежная».
«На реке теплоход и на мель может сесть. Возможны проблемы с навигацией. Прошел ураган – буй сорвало. На участках реки с сильным течением, например, Волгоград-Астрахань, коряга проплывет, зацепит буй – его унесет. Неопытный человек может растеряться, но опытный должен сориентироваться. Когда я служил вторым штурманом, была ситуация – чуть не сели на мель. Но вовремя вырулили».
О приметах и суевериях
«В приметы верю. Если взять судоходство и флот в целом, то у немцев, например, на морских судах не бывает кают под номером 13. В некоторых портах 13 числа никто не выходит в рейс. У нас похожая ситуация с праздником Благовещения, 7 апреля. Если, например, в году этот праздник выпадает на вторник, то в течение года по вторникам новые дела не начинаем – провалятся. Вот соседний теплоход в Благовещение сдал регистр, вышел в затон — и вся навигация кувырком, вся! Даже элементарно боцман выходит красить палубу. Небо чистое. Покрасил, и в конце дня дождь – всю краску убило!»
О пиве, конфетах и патронах
«В каждом городе стараюсь выходить с теплохода, чтобы хоть немножко подвигаться. Раньше сувениры покупал, но сейчас уже нет – весь дом забит. В Самаре, например, всегда делаю вылазку за конфетами. Я знаю, где тут у вас хорошие продаются. Ну, на мой вкус. Друзья знают – из Самары приеду со сладостями. В Чебоксарах – за кефиром. В Елабуге вчера ходил, собирал землянику. В Волгограде недалеко от Дома Павлова четыре охотничьих магазина подряд – я пока их все не обойду, на теплоход не вернусь. А вот самарское пиво не беру. Во-первых, не любитель. А во-вторых, нельзя. Перед вахтой ведь к доктору идешь. Да и туристы напугаются – капитан затарился пивом!».
О том, что за кадром
«У нас есть правила движения, как у автомобилистов. Обгонять соседнее судно можно только слева, обгон справа – как исключение. Расхождение только левыми бортами, правыми бортами – только в порядке исключения и по согласованию. Все серьезно».
«В пункте управления теплоходом случайных людей не бывает. Здесь всегда два человека – вахтенный штурман и рулевой. Туристов можем раз в круиз привести, показать приборы – во время стоянки. В остальное время – табу».
«В этом году некий спад в туризме. Не знаю, почему. Может быть, погодные условия, высокая конкуренция, кто-то демпингует. А если взять прошлые годы, наполняемость теплохода была полной. Раньше круизы у нас были: до Питера – 22 дня, до Таганрога – 24! Сейчас максимум 18-19 дней. Путевки дорожают, поэтому идет оптимизация – круизы делают покороче».
О человеческом
«У меня собака умерла, 12 лет ей было, и друзья стали дарить мне игрушечных собак, одну за другой, одну за другой! Я уж говорю: «Не рвите сердце!». А через пять лет взял все-таки щенка. Два года кобельку. Ходим с ним на охоту. Он серебряный призер у меня, мы с ним были на выставке. Охота – мое хобби. В прошлом году был план — взять медведя. Не сложилось».
«В период навигации дома практически не бываю, круизы друг за другом. Живу в Перми, там же основной пункт отправления теплохода. Когда приходим в Пермь, 8-12 часов длится стоянка. И опять в новый рейс. Зато зимой дома. Возвращаюсь после навигации – две недели могу телевизор не включать, телефон. Такой отходняк. У меня частный дом – автобусов нет, все на зиму уезжают – тихо, отдыхаю. Какие бы хорошие, добрые люди ни были – утомительно: почти 300 человек туристов и экипажа на борту. К осени усталость накапливается. А потом отдохнешь, по всем соскучишься — можно снова в навигацию».