,
2021 год для Самары — год двойного юбилея. Глобально – 170 лет образования Самарской губернии. Чуть менее грандиозно – 30 лет обратному переименованию Куйбышева в Самару. Этой публикацией ДГ вместе с администрацией городского округа Самара продолжает цикл историй, в которых мы расскажем о самых интересных событиях, происходивших в нашем городе за последние более чем полтора века.
Отсчет будем вести десятилетиями. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался город, какие решения принимали здешние руководители и чем руководствовались, какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.
Открытие новой Земской больницы
К 1871 году в Самаре имелась всего одна губернская больница, рассчитанная на 50 коек. Она обслуживала не только горожан, но и воинские части, а также тюрьмы. Лечение в этом медицинском учреждении было платным. Размещалась губернская больница в доме купца Волкова на углу нынешних Красноармейской и Чапаевской.
Для динамично развивающейся Самары этого количества больничных коек было явно недостаточно. Не соответствовало должным критериям и здание, в котором размещалось главное медучреждение города. Как отмечал известный самарский врач Вениамин Португалов, «больницу нужно делать вне города. Важный фактор для больницы — воздух».
Подходящее с экологической точки зрения место было найдено на территории нынешнего Октябрьского района Самары. Здесь имелся свободный участок земли между границей города (улицей Полевой) и Молоканским садом (улицей Первомайской).
Для новой Земской больницы были построены 13 деревянных одноэтажных домов и четыре каменных двухэтажных здания для помещения фельдшерско-акушерской школы, богадельни, аптеки, приемного покоя, конторы, кухни, бани, прачечной, квартиры для служащих в больнице, кладовых и т.д. Спроектировал весь этот комплекс архитектор Василий Штром.
Земская больница была принята в эксплуатацию комиссией Самарского губернского земского собрания 18 октября 1875 года. В 1886 году при ней была открыта третья в мире Пастеровская станция.
Самарское знамя для болгарских ополченцев
В середине 1870-х годов в Болгарии, которая тогда входила в состав Османской империи, прошла серия антитурецких восстаний: Старозагорское (сентябрь 1875) и Апрельское (весна 1876). На Балканы помогать братьям-славянам (вскоре восстали сербы и черногорцы) отправлялись сотни русских добровольцев.
Самарская городская дума решила сделать им подарок, а именно — изготовить боевое знамя. Его эскиз разработал художник Николай Симаков. Выглядело оно так: «Полотно знамени шелковое, трехцветное: белое, малиновое и светло-синее; белая полоса в середине — с одной стороны вышит широкий прямоугольный крест, шитый по черному фону золотом, и в центре креста образ Иверской Богоматери, на другой стороне такой же крест и образ Кирилла и Мефодия; на лентах знамени золотом вышиты подписи — на одной стороне: «город Самара болгарскому народу в 1876 году», а на другой — «да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Знамя было в кратчайшие сроки вышито монахинями самарского Иверского монастыря.
Но вручить его ополченцам в 1876 году было не суждено. Антитурецкое восстание в Болгарии было быстро и жестко подавлено. В ответ на это 12 апреля 1877 года император Александр II подписал манифест об объявлении войны Османской империи.
После этого начался путь Самарского знамени на Балканы. Передать его ополченцам были отправлены самарский городской голова Ефим Кожевников и гласный городской думы Петр Алабин. 18 мая 1877 года близ города Плоешти (ныне территория Румынии) Самарское знамя было вручено 3-й дружине Болгарского ополчения.
Оно успело поучаствовать во многих кровопролитных сражениях русско-турецкой войны. Так, в бою за Стара-Загору 19 июля 1877 года погиб, защищая Самарское знамя, командир 3-й дружины болгарского ополчения Павел Калитин.
Болгария по итогам русско-турецкой войны 1877-78 годов получила независимость, а Самарское знамя стало одной из главных реликвий вооруженных сил этой балканской страны.
Первый железнодорожный вокзал Самары
Именно в 1870-х годах наш город еще больше увеличил свою значимость как транспортный узел. К речному пути по матушке Волге присоединилась железная дорога, которая к концу XIX столетия влилась в легендарную Транссибирскую магистраль. Но обо всем по порядку.
Железная дорогая пришла на территорию нынешней Самарской губернии с запада. В 1874 году было закончено строительство Моршанско-Сызранской линии, конечной точкой которой стала станция Батраки, ныне входящая в состав города Октябрьска. На следующем фото запечатлён первый прибывший на нее паровоз.
Вскоре первый гудок паровоза услышала и Самара, о чем с большой радостью сообщила газета «Самарские губернские ведомости» 12 августа 1875 года.
К этому моменту уже была построена ветка от станции Самара через Хлебную площадь к волжским пристаням в районе спуска по улице Крупской. Конечно же, строился и железнодорожный вокзал. После его возведения в 1876 году он, без сомнения, стал самым архитектурно-выразительным зданием нашего города.
Железная дорога дала толчок не только развитию промышленности и торговли Самарского края, но и, например, образованию. Так, в 1879 году близ вокзала было открыто техническое училище «для приготовления учеников к различной технической службе на железной дороге».
К январю 1877 года железнодорожная линия добралась от Самары до Оренбурга. Тамошний железнодорожный вокзал был весьма похож на своего волжского коллегу и, в отличие от Самары, сохранился до наших дней.
А в 1880 году был принят в эксплуатацию Александровский железнодорожный мост через Волгу, который резко повысил пропускную способность магистрали. На момент открытия этот мост был самым длинным в Европе.
Последний крупный пожар в купеческой Самаре
В 1870-х годах в Самаре, особенно на центральных ее улицах, появлялось все больше кирпичных домов. Если в 1866 году их насчитывалось 452, то к 1874-му уже 1401! Ужасные пожары, истреблявшие сотни домов и построек, казалось, остались в пусть и недалеком, но прошлом.
Однако в 1877 году в Самаре произошел еще один грандиозный пожар, который начался в наиболее респектабельной части города — на улице Дворянской, между Панской и Предтеченской. Здесь, в глубине усадебного места мещанина Гуськова (сейчас здесь кинотеатр «Художественный»), стояла старая деревянная изба, которая и загорелась 24 июля, при сильном юго-восточном ветре и удушливо-жаркой погоде.
Вот как описывала дальнейшее развитие событий газета «Самарские губернский ведомости»:
«В 5 часов пополудни части Саратовской и Дворянской улиц и все пространство по берегу Волги, начиная от Предтеченского спуска и вплоть до Струковского сада, представляло одно волнующееся огненное море.
Пожар начал стихать в 6 часов пополудни, но окончился лишь на другой день, уничтожив 16 кварталов. Сгорели: лютеранская церковь и более 300 домов, в том числе и летняя и зимняя квартира губернатора, помещение губернской канцелярии, контрольной палаты, отделения государственного банка (все ценности банка спасены и хранятся в губернском казначействе) <…> Убыток, причиненный пожаром в недвижимом и движимом имуществе граждан, был громадным, более чем миллионным».
Работы у самарских огнеборцев хватало и в последующие годы, но именно пожар 1877 года можно считать последним пожаром общегородского масштаба. Меж тем, до запуска водопровода в Самаре оставалось еще девять лет…
Открытие Самарского реального училища
В 1880 году в нашем городе открылось среднее учебное заведение, среди выпускников которого были писатель Алексей Толстой, лауреат Нобелевской премии, химик Николай Семенов, ученый-энергетик Глеб Кржижановский, архитектор Петр Щербачев, купец и художник Константин Головкин и еще немало заслуженных и уважаемых людей. Речь идет о Самарском реальном училище.
Впервые идея его открытия была озвучена на заседании Самарской городской думы еще в мае 1873 года. Однако из-за бюрократических проволочек состоялось оно значительно позже.
Лишь 27 июня 1879 года городская дума была извещена, что «Его сиятельство, г. Министр Народного Просвещения, разрешает открыть в г. Самаре с 1879/80 учебного года Реальное Училище имени Императора Александра Благословенного с основным и коммерческими отделениями в V и VI классах и с общим и механо-техническим отделением дополнительного класса».
Здесь надо отметить, что в седьмом классе учились реалисты, желавшие впоследствии получить высшее образование в политехническом вузе, куда они могли поступать наравне с гимназистами.
Торжественное открытие реального училища состоялось 7 сентября 1880 года. В первый класс принимались мальчики в возрасте от 10 до 13 лет, успешно сдавшие вступительные экзамены. В 1880 году Самарское реальное училище приняло в своих стенах 101 ученика. По сословиям они распределились следующим образом:
16 учащихся были детьми дворян и чиновников,
20 — купцов,
43 — мещан,
16 — крестьян,
по 3 — разночинцев и иностранцев.
Училище со дня открытия помещалась в собственном доме на углу Казанской и Успенской улиц, пожертвованном Самарским городским обществом. Да, это тот самый дом купца Макке, в котором в 1851 году было провозглашено основание Самарской губернии.
В 1909-1910 годах на средства купеческой четы Субботиных здание реального училища было реконструировано и значительно увеличено в размерах. К 1913 году по количеству учащихся (601 человек) оно было лидером среди всех мужских учебных заведений Самары.
Как учебное заведение Самарское реальное училище просуществовало до 1919 года. Здание, в котором оно располагалось, впоследствии занимало Куйбышевское суворовское училище и военно-медицинский факультет медицинского института. В настоящий момент оно находится в аварийном состоянии и требует скорейшей реставрации.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте