,
Колонка главного редактора «Другого города» Андрея Кочеткова о том, почему «В контакте» уже мёртв. А Павла Дурова, тем не менее, ждёт светлое будущее. К 8-летию сайта и 30-летию его создателя.
Текст: Андрей Кочетков Иллюстрации: Наталья Пирожкова
Номинально «контактику» сегодня исполняется 8 лет. 10 октября 2006 года Павел Дуров запустил социальную сеть «В контакте», которая прошла долгий удивительный путь от отечественного клона «Facebook» до уникального штучного продукта, без которого своё существование ныне не мыслят десятки миллионов русскоязычных пользователей по всему миру. Ласково называемую ныне в народе «конташу» Павел Дуров запустил в день своего 22-летия. И именно с талантами Дурова связывается поразительный успех сайта.
В такую двойную дату, которая касается моей жизни напрямую (благодаря именно этой платформе я запустил своё первое собственное медиа, не без помощи которого познакомился с женой), обычно принято петь здравицы. Но если Дурову здравицу пропеть ещё есть смысл, то его детищу – уже полгода с хвостиком как глуповато. Один из немногих рублёвых миллиардеров, чьё состояние никак не связано с итогами приватизации и вообще растёт не из эпохи 1990-х, вроде бы, чувствует себя неплохо. Хотя на родине больше не обитает и возвращаться сюда в обозримом будущем не собирается. Но ему всего тридцать, а новый его продукт – мессенджер «Telegram», вроде бы, достиг первых серьёзных успехов. Но не в России или Штатах, а в Южной Корее.
Впрочем, Павел Дуров, создавший сначала социальную сеть (а теперь защищённый мессенджер) здорово «чухает тренд». И это пугает больше всего. На смену открытости, общению и гонке за распространением информации идёт время защищённых мессенджеров и приложений, вроде, «Secret». То есть за эпохой, в которую было важно знать, кто это рассказал, приходит эпоха, в которую будет существенно обратное – остаться анонимным и не отслеженным. И дело тут далеко не только в Ассанджах, Сноуденах, Обаме и Путине, политике и интригах. Это было бы слишком простым объяснением очень характерным для России десятых. Коренным образом меняется весь информационный ландшафт.
В Ижевске на «Urban-fest’е» в мае этого года после брэйн-штурма о будущем информационной среды в очереди за обедом мы беседовали с пиарщиком Владом Шулаевым об удивительной мысли, поразившей нас обоих, когда мы к ней пришли. Сейчас люди начинают больше доверять анонимной информации, нежели пришедшей из определённых источников. Клише про то, что информации нельзя верить просто потому, что она идёт от негодяев с Капиталийского холма или из Кремля, от по определению продажного блогера или «либерастического» или же «ватнического» СМИ, уже укоренилось в умах. Ну, в самом деле, вы видите смысл обсуждать что-либо в «конташе» с человеком, большая часть содержания стены которого состоит из репостов странички неисториков, авторитетно рассказывающих об истории Николая Старикова или Михаила Задорнова, или же паблика «Orange», который, кажется, может узреть ущемление прав человека в неприличности в нашу эпоху чесать задницу на людях? Простите, но это уже не просто глупо, а в определённом смысле неприлично. Мы уже «в этих ваших интернетах» проходили это сто раз.
И эта тенденция — ещё один шаг к «новому средневековью», ещё одна порция прекрасных удобрений в пышное колосящееся поле конспирологии. Помни, дорогой читатель, каждый твой клик на «Поделиться…» из бесконечных «майданов» и «антимайданов» или цитата о святой непогрешимости Сталина или Ельцина это «новое средневековье» приближает. И тут уж тебе решать хочешь ли ты любоваться, как на центральной площади будут жечь ведьму (вероятно, новым высоко технологичным огнём и, скорее всего, ни в чём не виноватую). Или же тебе такое зрелище покажется диковатым. Что касается меня, то я сейчас уже начал радоваться людям, которые репостят рецепты творожных тортиков для похудания или, тысячу раз виденный на фото, хрестоматийный вид какой-либо мировой достопримечательности.
Но мы сейчас не об этом. А о Павле Дурове и его первом гениальном детище. Что касается Дурова с его новым скрытным «Telegram», то он выходит на арену мирового цирка сейчас очень даже кстати по описанным выше причинам.
А что «контактик», который хоронили прежде чуть ли не ежедневно? В этот раз без Дурова уже точно мёртв. Ещё не совсем непонятно, что на месте Дурова будет делать Борис Добродеев. Но ни у кого не вызывает сомнений, что он никакой не гений в отличие от Павла «Верни стену» Дурова. А тот факт, что он является сыном начальника на ВГТРК Дмитрия «Ядерный пепел» Киселёва без бурных фантазий рождает конспирологическую теорию, что над нами издеваются специально, приближая новые медиа к «зомбоящику».
Мёртв он, конечно, неклассическим образом (а как ещё могло быть с такой неклассической придумкой?). Он мёртв подобно ЖЖ. Тело его почти нетленно на манер бурятского ламы Итигэлова или палермской девочки Розалии Ломбардо из катакомб капуцинов. То есть мёртв, тлеет, но поразительно медленно.
А Павел Дуров вполне себе жив. Хотя меня как жителя и любителя России его биография не особо радует. Жив и действует он больше не у нас в стране. Даже для поразительного для России культурного и общественного ландшафта Питера либертарианец, вегетарианец-трезвенник, возможно, гомосексуал Дуров, создавший один из самых впечатляющих экономических проектов России «нулевых», построенный не из углеводородов, выглядит уж очень нетрендово. А Дуров, как мы уже знаем, «тренд чухает». Что тут сказать? В Питере сейчас эпоха позднего Милонова, в которую под куполом здания «Зингера» на Невском бдит над нетленным телом «конташи» Добродеев-младший. А где-то по Гороховой или Рубинштейна ходят люди уже почти готовые убивать других людей за то, что для них одним из факторов полноценности жизни является возможность купить испанскую сыровяленую колбасу…
Впрочем, как мы знаем, дух культурной столицы не удалось истребить никакими революциями, репрессиями, блокадами и бандитами в малиновых пиджаках. Не истребят его, конечно, и никакие Милоновы с Добродеевыми. Так что, время Дурова в России ещё, вероятно, настанет. Ведь ему сегодня стукнуло всего 30. Пока же для жирной жизни в нашей стране лучше держаться поближе к военным частям и оборонным заводам… Но кто сказал, что жирная жизнь – обязательно счастливая?