ПОДОБРАЛИ НА СЛУХ. 12 самарских альбомов, о которых неплохо бы знать
422
В честь Дня музыки мы вспомнили двенадцать разножанровых альбомов, по которым можно составить представление о том, какой музыкой дышат (или даже какую музыку выдыхают) самарцы. Прекрасно понимаем, что мозаика собрана не полностью. Список можно дополнить еще дюжиной дисков, а потом еще, посему не будем вас останавливать, если вы начнете предлагать собственные варианты.
Текст: Юрий Глаза
СИНЯЯ ПТИЦА «Ты мне не снишься», 1975-76
Дебютная пластинка горьковского ансамбля «Современник», содержавшая годостойкий хит «Клен», была записана на московской «Мелодии» в 1974-м году. Но до того, как она успела увидеть свет в конце 75-го, коллектив успел переехать в Куйбышев и переименоваться в «Синюю птицу». Первый афишный концерт давали в Тольятти.
Долгие годы «Синяя Птица» оставалась единственной «большой» куйбышевской группой в советской поп-музыке. И по сей день организаторы крупных культмассовых мероприятий недолго колеблются в выборе артистов, если нужен кто-то знакомый старшему поколению.
В Куйбышеве, в тусовке «Синей птицы», начинал также работу другой известный попсовый деятель — Игорь Саруханов.
====================================================================================================================================
ЧАС ПИК, «Рэп», 1984
В заглавном треке действительно звучит рэп — один из первых не просто в Куйбышеве, но во всем СССР. Интерпретация жанра получилась довольно специфической — этакий нью-вейв с относительно плотным ритмичным текстом и интонациями Майка Науменко. А фанковый басовый рифф заставляет вспомнить «Hot, Hot, Hot» The Cure, которая, кстати, появилась на три года позже.
Остальные песни на пластинке тоже заслуживают внимания. Хотя бы потому, что запись хоть чего-нибудь нефилармонического в те времена приравнивалась к подвигу. Большая удача, что пластинка «Часа Пик» не просто случилась, но дожила до наших времен и даже имеет достаточно сидеров на рутрекере, чтобы ее можно было свободно скачать.
«Рэп» входит в книгу «100 магнитоальбомов» советского рока Александра Кушнира.
====================================================================================================================================
СТУГЕРОН ЯНССЕН, «??», 1996
Альбомы самарских групп 90-х — больная тема, почему-то именно к ним время было особенно жестоко. Часть сгинула вместе с авторами, другая часть осыпается на безымянных бобинах и кассетах, где-то на антресолях. Как назывались те альбомы, какие у них были обложки, как записывались?.. Даже не все участники событий помнят, а если и помнят — то истории получаются долгие и невеселые.
Посему при нахождении любого самарского альбома 90-х рекомендуем как минимум его сохранить, а лучше передать сообществу Samara Plays Loud. Сейчас там можно найти хотя бы маленькую часть записей того времени.
И чтобы развеять сомнения в наличии самобытности у представителей самарской сцены 90-х, для начала рекомендуем Стугерон Янссен, чей альбом представлен в упомянутом сообществе целиком, хоть и без названий треков.
====================================================================================================================================
МАРК ЛЕВЯНТ, «Мелодии театра» (2 CD), 1974-2007
Сейчас председатель местного отделения союза композиторов больше известен как автор музыки «близких народу» самарских песен, которые звучат в неофициальных блоках официальнейших из мероприятий. Между тем, со времен Монастырского он сочинял саундтреки для спектаклей театра драмы (и не только его). В некоторых случаях именно музыка Левянта делала успех той или иной постановки оглушительным. Звонок нашего драмтеатра — ничто иное, как мелодия «Горизонт», которая звучала в знаменитой «Золотой карете» (1975 г.).
Вот только бог теперь знает, где искать диски Марка Левянта — возможно, в филармонии продают в антрактах. А в интернете не без труда можно найти только такую подборку.
====================================================================================================================================
КАПА, «вТЫКАЛ», 2005
А вот и настоящий рэп и тру хип-хоп.
«вТыкал» — первый сольный альбом Капы. И примечателен этот диск тем, что его издал лейбл 100PRO при непосредственном участии пионера русского хип-хопа Шеffa — знающего человека сей факт ввергал в трепет. В свое время.
В треке «Поднять гранит» суровый голос нашего безымянского гангста разбавляет певица Ёлка — шефская протеже на тот момент. Казалось бы, пришел пацан к успеху, но Капа не зазнаётся, и с тех самых пор не забывает про родную Самару, регулярно посвящая ей песни — на «вТыкал» это гимн «Назад в Самару». А песня «Город», представленная выше — с более позднего альбома «Азиат».
====================================================================================================================================
ФЕДУЛ ЖАДНЫЙ, «Рожы, рожы, рожы», 2006
К 2006-му Самара прекрасно знала Федула, но появление первого официального CD, изданного «Мистерией звука», означало для него выход на новый уровень. В последующие шесть лет он стабильно выпускал по альбому (а то и по два) в год, и все больше и успешнее гастролировал. На ключевую песню «Антигламур» был снят клип, да такой, что она поразила в сердце самого Петра Мамонова — он ее процитировал в каком-то интервью, и с автором общался не без удовольствия… В общим, альбом показал, что Федул Жадный способен пойти гораздо дальше, чем развлекать небольшую тусовку убежденных пьяниц в рок-баре «Подвал».
====================================================================================================================================
CHEESE PEOPLE, Psycho Squirrel, 2006
Нет нужды лишний раз говорить, какую роль в самосознании самарских хипстеров сыграли Cheese People. Тем более, что они продолжают ее играть и сейчас, когда хипстеры кончились. Ко всему, что известно, можно добавить только одну деталь — записанный на стандартной звуковой карточке и сведенный на домашних колонках альбом Psycho Squirrel, как некоторые считают, звучит лучше, чем идентичный по материалу Cheese People, ремастеренный на модной студии «Снегирями».
====================================================================================================================================
КОНТОРА КУКА, «Орднунг», 2006
Записанный группой в состоянии полураспада альбом так и не вышел официально — для этого были причины субъективные и объективные, но больше всё-так первых. Собранный из очень разных песен, он в итоге складывался в почти концептуальный диск — там даже угадывался некий сквозной сюжет. Но при этом, в отличие от последующих работ Конторы, он не требовал от аудитории принимать определенные правила игры — его можно было слушать совершенно неподготовленным. Собственно, этот диск — своего рода развилка, на которой Кук выбирал между дорогой оригинального, но доходчивого индастриал-рока нераммштайновского типа, и бескрайними полями шумового авангарда.
Обложки у диска нет, но найти его можно здесь.
====================================================================================================================================
IDEЯ FIX, «12 снов», 2007
Если помните, 2007-й был годом черно-розовым, годом с челкой, годом эмо. На той волне прокатилась и самарская группа Ideя Fix — ее ставили в один ряд с популярнейшими альтернативщиками. Вспомнить бы теперь, с кем именно.
Главный хит Ideя Fix назывался «Плачь и танцуй», и настолько он был «тру», что подростки не замечали даже рифмы «себя — тебя», не говоря уже о спорных качествах музыки. Интерес к группе падал точно так же, как и к субкультуре, на которую они сделали ставку. С другой стороны, IdeЯ Fix — часть нашей музыкальной истории, а в паблике «Верни мне мой 2007-й» почти 45 тысяч человек, готовых переслушать их на полном серьёзе.
====================================================================================================================================
PURPLE FOG SIDE, «Music For Indigo Kids», 2009
Никому не известные в Самаре в доинтернетовском 98-м Purple Fog Side успешно издали альбом Roon на американском лейбле Area 51 Rec. И больше десяти лет прошло, прежде чем они превратились в хедлайнеров готической сцены здесь, в России. «Music For Indigo Kids» вышел в то время, когда казалось, что в стороне от отечественного музыкального мейнстрима происходит масса важных музыкальных процессов. Один из них — закрепление так называемой «тёмной сцены». Теперь уже не имеет никакого значения, что и кому казалось, но остался альбом, который по сей день заставляет молодежь округлять глаза и переспрашивать «правда что ли самарские»?
Одну из центральных песен альбома (ту, что в клипе) фанаты ласково называют «Илюша».
====================================================================================================================================
BAJINDA BEHIND THE ENEMY LINES, «Late», 2011
Если обобщать, то история успеха любой группы — не только про талант и личные качества участников. Еще это удача. Ряд событий, которые случаются в нужное время и в нужном месте. Как раз этого «Бажинде» однажды не хватило, отчего и получил диск горькое название Late («Поздно»). Группа всё ещё остается одной из самых востребованных в радиусе 300 км. от Самары, и с новым материалом у неё всё в порядке. Но этот запоздалый альбом всё же заставляет оборачиваться и думать: «А если бы»…
====================================================================================================================================
ВЛАДИМИР БРЕСТ, «Лучшее», 2012
Герой мема, известный всему миру как Dramatic Dmitry (Дмитрий в беде), — это самарский певец и композитор Владимир Брест. А, собственно, картинка с «мужиком на песке», которую используют для демотиваторов — это кадры фотосессии для его альбома «Паранойя». Музыкальный контекст ни капли не диссонирует с этой историей: простой парень с гитарой, лауреат фестиваля «Дворовая песня», стал сотрудничать с саунд-продюсером Павлом Золиным, и окраинная самарская лирика через это вступила в алхимическую связь с рафинированным синтипопом. Получившимся записям абсолютно нечего предъявить с технической стороны.
К сожалению, клип «с теми самыми» кадрами душевных страданий на пляже был выпилен. Но есть и другие, тоже доставляют.