БУТИК ПОД МОСТОМ

История Кировского вещевого рынка в Самаре: митинги, теракты и транспортный узел

 8 000

Автор: Андрей Артёмов

.

,

На наших глазах происходят судьбоносные события: сносят торговые павильоны культового места — Кировского вещевого рынка. Сегодня мы попытаемся проследить историю рынка и осветить ее важнейшие вехи.

Предок Кировского рынка

Предтечей Кировского вещевого был рынок у железнодорожной станции Энергетик (окраина поселка Смышляевка), появившийся в 1974 году. Там, за границами космического Куйбышева, можно было приобрести всевозможный дефицит, подчас по космическим ценам.

После распада СССР прятать рыночные отношения было уже не обязательно. Тотальная свобода частной предпринимательской деятельности отправила рынок на Энергетике в нокаут. В 1992 году уже в черте города появились его пасынки — автомобильный рынок на Раките и вещевой у станции метро Кировская (впрочем, товарами для автомобилистов торговали на первых порах и здесь).

До этого территория пустовала. Отсутствие капитальных строений было связано с проходившей здесь линией метрополитена. Впрочем, эта площадка еще до появления вещевого рынка пользовалась спросом. Например, здесь в политически жарком 1991 году проводились митинги.

SG-1991-04-19-miting_u_Metro_Kirovskaya

Где-то с 1990 года на этом пустыре торговали плодами своих трудов дачники и останавливались, по воспоминаниям очевидцев, приезжавшие на гастроли передвижные зверинцы.

Купи капот

Сначала Кировский рынок был не только вещевым. Как и везде в те нелегкие годы, люди пытались продать там что-нибудь ненужное. Торговали и с рук, подобно дореволюционным коробейникам. За стационарное место уже нужно было платить администрации рынка арендную плату. Но в первые годы торговля была далека от цивилизованности. Вот как вспоминают то время самарские челноки:

Там не было ни прилавков, ни секций: просто куском забора стихийно оградили пространство — и стойте тут, торгуйте, в пыли и грязи. Туда приезжали цыгане, они же те ещё бизнесмены с советских времен, и мы у них покупали капот. И вот они впереди стоят, а мы сзади на «Жигулях» раскладывали игрушки, косметику, одежду, обувку…. Сначала капот трёшку стоил, потом пятёрку. Через несколько лет уже более-менее оборудовали места, и мы каждый своё на год выкупали, торговали, официально зарегистрированы были и платили налоги.

Вход на рынок для покупателей был бесплатным, хотя какое-то время в конце 1990-х годов была придумана новая фишка: за вход стали брать рубль (по другим данным — два). Около центральных рыночных ворот, со стороны проспекта Кирова, были установлены кассы и имелись охранники, проверявшие билеты. Но со стороны платформы «Пятилетка» можно было просочиться на рынок бесплатно.

Кировский вещевой в конце 1990-хРубеж XX — XXI веков

Само собой, в лихие 90-е Кировский рынок попал под влияние организованной преступности. За контроль над ним в разное время боролись несколько группировок, в том числе «Законовские»,  «Тёщинские», дагестанская ОПГ и прочие «уважаемые» люди. Режим максимального благоприятствования рынку обеспечивали высокопоставленные чиновники. Любителям криминальной России предлагаем прочесть блог Олега Иванца, посвященный Кировскому рынку.

С момента своего основания Кировский вещевой неизменно рос. Делясь и почкуясь, он протянулся от ныне снесенного ДК «Мир» до станции Пятилетка. Заняв в начале XXI века место под мостом, он продвинулся и на нечетную сторону проспекта Кирова, где торгуют преимущественно вьетнамцы.

Два взрыва

Наиболее проблемной частью Кировского рынка еще в начале 2000-х годов стала территория, прилегающая к платформе Пятилетка. Та, которую сейчас зачищают. В июне 2004 года здесь произошел теракт, ставший одним из самых громких в истории Самары и унесший жизни 11 человек. Мощность взрыва составила 1,5 килограмма в тротиловом эквиваленте. Пострадавших могло быть больше, но по счастью, стоявшие неподалеку цистерны с соляркой не взорвались и даже стали защитой от взрывной волны для людей, стоявших на платформе «Пятилетка». Одной из версий сразу же стал передел сфер влияния между криминальными группировками, но следствие признало организатором взрыва русского ваххабита Павла Косолапова.

Investigators work at the site of a bomb explosion at a market

После этого теракта власти города впервые озвучили идею избавиться от Кировского вещевого. По крайней мере той его части, что примыкает к железнодорожному полотну.

Второй взрыв на Кировском рынке прозвучал 14 июня 2011 года. Тогда пострадал один человек, 15-летний торговец-азиат, имевший неосторожность поднять пластиковый пакет, под которым и находилось взрывное устройство. По СМИ прокатилась очередная волна слухов о закрытии Кировского рынка.

Сумки переехали

Слова стали подкрепляться делами лишь спустя восемь лет. Снос торговых павильонов в количестве 100 штук начался 5 августа 2019 года. Как оказалось, большая их часть была установлена незаконно. Что же заставило власти города начать очистку этих Авгиевых конюшен? ТПУ! Транспортно-пересадочный узел.

По смелой задумке городских властей и РЖД, он соединит в единую систему железнодорожную станцию, метрополитен, трамвайные и троллейбусные линии, а также автобусные маршруты, включая пригородные. Для безболезненной пересадки с одного вида транспорта на другой будут организованы специальные переходы, в том числе и подземные. Те торговцы, кто работал легально, должны будут получить площади в современных торговых павильонах, которые также будут находится на территории ТПУ. Завершить строительство последнего планируют к 2022 году.

Чье это все

В начале 2000-х территория казавшегося монолитным Кировского рынка, по данным СМИ, принадлежала сразу семи фирмам. Львиная доля сдаваемых в аренду торговых мест, без малого 1500, принадлежала компании «Мой-Кировский вещевой», аффилированной самарскому бизнесмену Сергею Плотникову. Остальные довольствовались десятками.

На ООО «Мой-Кировский вещевой» даже был зарегистрирован товарный знак (ныне просроченный), который компания передала инвестиционно-строительному холдингу «Росрегион развитие» Сергея Плотникова.

В 2016 году Кировский рынок разделили еще и юридически: компанию закрыли, а ее имущественные права разделили между ООО «Немо» и ООО «Пегас». Директор и владелец первой компании — Алексей Любимов, аналогичным образом руководивший ООО «Мой-Кировский вещевой»; «Пегасом» руководит брат Сергея Плотникова — Роман — президент инвестиционной компании холдинга «Росрегион развитие». Принадлежит «Пегас» еще одной представительнице семьи Плотниковых — Ксении.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook