,
День железнодорожника традиционно отмечается в первое воскресенье августа. Ценен он, в числе прочего, тем, что стал первым профессиональным праздником в нашей стране.
Косвенно его отцом можно считать императора Николая I (годы правления — 1825-1855). Этот монарх прославился любовью к железнодорожному транспорту, именно при нем был заложен первый камень в фундамент нынешней железнодорожной сети нашей страны. В 1837 году была введена в эксплуатацию Царскосельская железная дорога, а 1851 году — Николаевская, соединившая Москву и Санкт-Петербург.
В преддверии столетия со дня рождения Николая I, в 1896 году, появился приказ министра путей сообщения князя Михаила Хилкова: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения».
По случаю праздника железнодорожные учреждения, как центральные, так и местные, не работали, а вечером был устроен ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги.
Особые торжества проходили в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки, где тогда находилось здание Министерства путей сообщения, а также на городском вокзале. Был дан большой обед для чиновников министерства и Николаевской железной дороги, на котором нашлось место и небольшой делегации рядовых служащих магистрали. У торжества был весьма солидный бюджет. На угощение для каждого гостя было выделено 10 рублей, что равнялось примерно 10 тысячам рублей современных.
Сытые времена кончились в 1917 году. Советская власть отменила праздники царского режима, в том числе и День железнодорожника. Что, впрочем, выглядит достаточно странным, ведь именно железнодорожные рабочие были опорой партии большевиков.
Например, в Самаре в 1902-1903 годах явка местных «искровцев» находилась на территории локомотивного депо, в бригадном доме машинистов. Слесарем в железнодорожных мастерских работал видный самарский большевик Александр Буянов, чье имя по сей день носит колледж железнодорожного транспорта.
Возродился День железнодорожника в 1936 году. В стране бушевала индустриализация, заканчивалась вторая пятилетка. Иосиф Сталин произнес на съезде стахановцев сакраментальное: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится». Более того, в декабре 1935 года в страну Советов вернулось празднование Нового года.
Возрождения Дня железнодорожника стало еще одним звеном праздничной цепи. Официальным поводом для этого стало перевыполнение плана по перевозкам, которое случилось впервые за долгое время. Иосиф Сталин по этому поводу не скупился на похвалы во время совещания работников железнодорожного транспорта, состоявшегося 30 июля 1935 года.
Спустя год вышло постановление ЦИК за подписью Всесоюзного старосты Михаила Калинина:
Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, имени Л.М. Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства — 30 июля — «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».
Перенос праздника на первое воскресенье августа произошел в 1940 году.
Как отмечали День железнодорожника в Самаре? На этот вопрос нам помогут ответить газеты «Большевистское знамя» и «Куйбышевский железнодорожник».
1937 год
Риторика тогдашних газетных статей ярко отражает политическую ситуацию в стране: «Троцкистско-бухаринские банды приложили свою грязную руку к железнодорожному транспорту и пытались диверсионными актами, крушениями и авариями приостановить победное продвижение железнодорожников. Но нет и не будет такой силы, которая бы смогла сорвать начавшийся два года назад подъем социалистического транспорта».
О самом празднике, который тогда проходил в Струковском саду, написано очень подробно.
За пропагандистскими штампами (Иосифа Сталина называют не иначе как великим машинистом локомотива революции), пробивается информация о самом торжестве. Здесь и выступления затейников, и цирковое представление для детей железнодорожников, и красочное описание грандиозного фейерверка.
1940 год
В предвоенный год празднование было перенесено уже в Загородный парк. Стиль статьи куда более человечен. Уже не упоминаются внутренние враги, товарищ Сталин без лишнего пафоса именуется вождем всех народов, а нарком Каганович произносит простые и волнующие слова. Большой упор сделан на описание людских эмоций и типажей. Весьма любопытно описание парашютной вышки, опробовать которую рада как девушка с золотистыми локонами, так и пожилой железнодорожник (несмотря на протесты супруги).
1946 год
На сей раз площадкой для торжеств был выбран стадион «Локомотив». Массовое народное гулянье на нем посетили более 15 тысяч человек. Вот, что тогда представляла собой программа праздничных мероприятий:
«После митинга состоялось массовое гулянье. На футбольном поле состоялся парад участников соревнований по легкой атлетике на первенство Нижней Волги. Затем — футбольный матч на первенство города между командами «Локомотива» и «Спартака».
С самолетов были сброшены тысячи листовок и лозунгов. Яркое художественное оформление стадиона, пение, музыка оркестров, ракеты создали на стадионе обстановку праздничного веселья. Вечером состоялся большой концерт художественной самодеятельности».
1952 год
Празднование Дня железнодорожника тогда состоялось в Загородном парке, а количество участников достигло без малого 25 тысяч человек. В посвященной ему газетной заметке более подробно освещены номера культурной программы. В частности, театр кукол показал детям железнодорожников спектакль «Петушок золотой гребешок», а большой праздничный концерт был организован силами коллективов художественной самодеятельности клуба имени Революции 1905 года.
1970 — 1976 годы
На следующих иллюстрациях — официальные поздравления железнодорожников со страниц ведомственной прессы. Стиль сугубо деловой. На рассказы о культурной программе праздника в те годы почему-то скупились.
1988 год
Что любопытно, в годы перестройки празднование Дня железнодорожника происходило в необычной локации — на Комсомольской площади. Вот отрывки из программы мероприятия:
«В раскинутом на площади шатре-балагане в 10.30 и в 13.00 будет показан спектакль народного драматического театра клуба им. Революции 1905 года, а вечером здесь откроется видео-салон.»
Видео-салоны — одна из главных примет страны Советов конца 1980-х годов. Музыка в тот период тоже играла весомую роль в жизни общества, поэтому эта часть программы тоже была насыщенной. Среди выступающих — ансамбль песни и танца из Грузии «Мтиеби», рок-группа «Движение», дискотека «Тайм-аут», оркестр «Ноктюрн» и вокальный ансамбль «Тревожинка».
1997 год
Вот мы и добрались до постсоветского периода. В 1997 году официальная часть Дня железнодорожника проходила в ДК им. Революции 1905 года. Здесь же действовал небольшой рынок: была показана коллекция модных шляп и работали другие торговые точки. Общедоступная часть праздника прошла в парке Щорса (обратите внимание на фотографии детской железной дороги).
В XXI веке День железнодорожника по-прежнему масштабен и неизменно привлекает к себе внимание горожан. На представленных ниже фотографиях — дайджест праздничных мероприятий за последние семь лет. Наверняка в каких-то из них принимали участие и вы.
Начиная с 2016 года неотъемлемым атрибутом Дня железнодорожника стал спортивный фестиваль «Достигая цели!». Цель этого легкоатлетического забега — сбор средств на лечение тяжелобольных детей.
В этом году собранные деньги перечислят «Самарскому областному родительскому комитету «Доверие». Они пойдут на лечение девятилетнего Ивана Королева, чей диагноз лейкоз — ОЛЛ, поддающийся лечению. Узнать подробнее о фестивале «Достигая цели!» вы можете здесь.
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook