,
Дизайнер самарского Музея модерна Ирина Павлова — автор как минимум двух популярных арт-объектов, которые появлялись на «ВолгаФесте», чтобы потом остаться в наших самарских сердцах: розовых полигональных рук и желтых (тоже полигональных) слонов.
Савва Савельев поговорил с ней и узнал, что пытаются нащупать розовые руки на набережной, где лучше строить велодорожки и когда можно будет посмотреть новую граффити-выставку в Самаре.
Об огромных розовых руках
— Скульптура называется «Слепой интерес». Сначала я даже описание придумала: «Представьте, что под землей живут огромные существа, похожие на нас, только больше, и у них все наоборот. Они в своем мире сажают деревья зелеными корнями в воздух, и донья их рек светятся. Смотрите! Один из них запустил руки в воздух и пытается нащупать то, что находится по другую сторону поверхности!»
Мне это казалось прикольным. Но потом я поняла, что нужно перестать говорить о смысле скульптуры, потому что, пока мы ее строили, к нам подходили люди и каждый давал свое объяснение нашей работе. И бесовщиной называли, и руками Божьими и железной хваткой капитализма, и трудовыми руками Безымянки…
Качественной городской скульптуре люди должны сами придумывать смысл, а не ждать объяснения от кого-то еще. Руки смотрятся здорово, с этим еще никто не спорил.
О том, где смотреть работы
— Руки должны остаться на набережной до осени, а потом переедут в музей имени Алабина, а слоны уже прижились в Музее модерна и очень хорошо себя там чувствуют.
О диссертации по велодорожкам
— Основная моя задача сейчас — закончить диссертацию. Я разрабатываю методы, которые позволят определить, где в городе нужны велодорожки, и построить оптимальный вело-маршрут по заданному бюджету.
Должен получиться такой программный продукт, в который можно загрузить карту города, задать разные входные данные (и опросы, и численность населения, и процент велосипедистов, и размер выделенного бюджета), а программа нарисует на карте «червячка» и скажет: вот здесь лучше всего будет построить велодорожку.
Таких проектов много в Европе, но они далеки от идеала и не дают никаких гарантий, что полученный маршрут будет оптимальным. Но за счет опросов велосипедистов, которые учитываются в моем проекте, для каждого населенного пункта можно будет сделать индивидуальный план расположения велодорожек.
Мне кажется, что наука должна делать прикольные штуки, которыми потом можно будет пользоваться.
О проектах Музея модерна
— У нас в музее скоро откроется выставка «Руки Венеры». На языке граффити будет рассказана вся история мирового искусства — от пещеры до Поллока или еще дальше. Все это будет нарисовано одним граффитистом — Мишей Гореловым, он перерабатывает известные произведения в мультяшный формат — и получается очень здорово. Думаем выпустить открытки с его работами или даже детскую книжку об истории искусства. Мы делаем инсталляции, а он дополняет их граффити, и выглядит это просто отлично.
Планируем запустить ее 4 августа.
О современном искусстве
— Художнику, на мой взгляд, не всегда важно быть понятым. Даже если он сам объяснил всем основную идею своей работы, а никто не понял — какая разница, если нарисовано круто? Если очень захотеть, можно самому придумать любое значение. В конце концов, на то это и искусство.
Текст: Савва Савельев
Фотографии из личного архива Ирины Павловой
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook