,
Театр, как известно, начинается с вешалки. А любой город — с вокзала, с аэровокзала в том числе. Аэропорт – визитная карточка города, его воздушные ворота. Это и первое впечатление о новом городе для приезжего, и предвкушение чего-то нового для улетающего в чужие края. Так какой он, наш Курумоч? Какими мыслями и чувствами наполняет он своих посетителей? Самое время подумать об этом 20 октября, в Международный день авиадиспетчера.
Текст: Юлия Болотова
Так уж случилось, что в родном аэропорту я бываю с завидной регулярностью, в основном, провожая и встречая кого-то. И все жду, когда же местные таксисты устроят мне разборки, заподозрив в нечестном отбивании клиентов. В этот раз самолет задерживали, так что у меня было достаточно времени, чтобы исследовать аэропорт вдоль и поперек и оценить весь уровень сервиса и комфорта. Как и любой «нормальный» человек, я сразу же зачекинилась. Foursquare меня не пощадил. Самая популярная подсказка, которую он выдал: «Внимание! Официальное заявление: есть аэропорты хуже, чем в родном Нижнем Новгороде!!! Это Курумоч! Просто жесть!!!». Не самые приятные чувства охватывают в этот момент. Но особо удивляться нечему. Аэропорт у нас – не мальчик.
Курумоч имеет более чем полувековую историю, он был построен в конце 50-х годов. А последняя масштабная реконструкция аэровокзала проводилась в конце 80-х годов прошлого века. Так что мы к нему – со всем почтением и уважением к «трудовым сединам». Изначально, еще при строительстве, на аэропорт была возложена колоссальная нагрузка – обслуживать крупный индустриальный город Куйбышев и молодой развивающийся Тольятти — сердце отечественного автопрома. А Вы раньше не задумывались, почему аэропорт так далеко от города? Потому что он ровно посередине! И надо сказать, что Курумоч справлялся без нареканий. За весь период непрерывной работы в аэропорту было только 4 серьезных происшествия – в среднем один раз в 21 год. Статистика, как говорится, вещь упрямая и здесь она не может не радовать.
Объемы перевозки росли, количество ежегодно обслуживаемых пассажиров увеличивалось. Естественно, что на сегодняшний день воздушные ворота Самары просто не справляются с такими потоками и уступают многим вокзалам не только мира, но и России. Если Вам случалось когда-нибудь прилетать ночным чартером, Вы прекрасно понимаете, о чем идет речь. А если одновременно прилетело несколько самолетов… Просто песня. Сначала долгое ожидание трапа в душном самолете, примерно около часа. Затем какое-то время Вам придется постоять на улице, в очереди перед входом в зону паспортного контроля, минут 30. А если Вы легко одеты, а если Вы с ребенком? Такой отдых точно запомнится надолго. Дальше легче – бесконечная очередь на контроль, но Вы уже в помещении и там есть туалет – неоспоримый плюс, и эти 20-30 минут ожидания проносятся незаметно. И вот она, финишная прямая. Вы уже позвонили встречающим (как Вы поняли из начала статьи — это часто оказываюсь я), сказали, что совсем скоро будете дома, ведь осталась последняя мелочь – забрать багаж с ленты. И вот Вы стоите, помещение крохотное, явно не рассчитанное на 300 пассажиров Боинга, и ничего не происходит. Лента неподвижна. В этом мучительном ожидании может пройти от 40 минут до 1,5 часов, зависит от Вашего везения и настроения грузчиков. В этот раз я встречала внутренний рейс, а там из зала ожидания до взлетно-посадочной полосы рукой подать. Так что разгрузкой багажа можно любоваться во всей ее красе. Идет она без изящества, дедовским способом. Чемоданы кидают и швыряют изо всех сил, как спортивные снаряды. Сердце кровью обливается, как представишь все эти аккуратно уложенные сувенирные магнитики, тарелочки и кружки, у которых практически нет шансов выжить.
Итого, во всех очередях в Курумоче Вы можете потратить до трех часов. В то время как перелет от Самары до Антальи (Турция) занимает всего четыре часа. Вот такая арифметика.
Справедливости ради стоит заметить, что с «визитными карточками» у Самары с давних времен не ладилось. Вспоминается печально известная история с приездом Александра Дюма в 1858 году. Когда прославленный писатель даже не стал сходить с борта теплохода, увидев непроходимую грязь у берега реки.
Разговоры о реконструкции аэропорта ведутся с 2007 года, когда Курумоч попал в перечень хабов (узловых аэропортов) федеральной базовой авиатранспортной системы. По официальным данным строительные работы уже идут полным ходом, и новый пассажирский терминал будет введен в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2014 года. Однако при посещении аэропорта сегодня из существенных изменений – только кафе, открывшееся на цокольном этаже. Несчастные иностранцы, которых иногда все же заносит в наш город, продолжают недоумевать. Почему нет wi-fi в зале ожидания? Почему посадочных мест в аэропорту в разы меньше, чем пассажиров? Почему в туалете «не курят», но курят? И единственный спасительный ответ на все вопросы — Russian tradition! Но есть опасения, что в 2018 году этого аргумента будет недостаточно. Так как наличие современной транспортной системы – одно из основных условий ФИФА.
За основу реконструкции «Курумоча» к ЧМ взят проект Екатеринбургского аэропорта «Кольцово». Что внушает серьезные надежды. Так как Кольцово признан лучшим международным аэропортом России по итогам III Международного форума Института Адама Смита «Развитие аэропортов в России и СНГ», прошедшего 15-17 мая 2013 года в Москве. Невольно возникает вопрос, что же в нем такого особенного? Ответ: ничего, там просто все сделано для людей. Вот и в родном Курумоче наконец-то хочется себя почувствовать человеком! А осталось подождать совсем немного.
И поливать грязью наш аэропорт уже как-то несерьёзно. Лёд тронулся. А за строительством даже можно наблюдать он-лайн на сайте аэропорта. Из всех межгалактического облика проектов к ЧМ-2018 реконструкция «Курумоча» на данный момент выглядит наиболее реальной.