СИНДРОМ ФЕНИКСА

5 фактов из истории «лунного» двигателя, который снова хотят производить в Самаре

 2 647

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В середине прошлого месяца стало известно, что частная космическая компания S7 Space собирается построить в Самаре новый завод. Там будут производить ракетные двигатели НК-33 и НК-43 (высотная модификация двигателя НК-33), которые в советское время выпускал Куйбышевский моторный завод министерства авиационной промышленности СССР (сейчас — ПАО «Кузнецов»).

Мы собрали пять интересных фактов из истории этих двигателей, которая оказалась похожа на остросюжетный детектив.

Лунная дорожка

Все началось в 1959 году, когда перед директором куйбышевского Опытного завода №276 Николаем Кузнецовым поставили задачу: разработать жидкостные космические двигатели для советской ракеты, которая должна была полететь на Луну.

До этого предприятие не имело отношения к космосу, а разрабатывало двигатели для авиации. Но отступать было некуда, и уже в 1960 году эскизные проекты были готовы. Процесс их создания курировал отец советской космонавтики Сергей Королев.

Выдать на-гора

Сам двигатель НК-33 был разработан на основе более раннего двигателя НК-15, который предназначался для первой ступени «лунной» ракеты. Его первое испытание состоялось уже в ноябре 1963 года. Спустя пять лет начались работы по его модернизации ради повышения надежности. Тогда новый двигатель и получил привычное обозначение НК-33.

Главной его «фишкой» стала многоразовость (использовать двигатель можно было до десяти раз, слышишь, Илон Маск?) и отношение тяги к массе. В 1972 году рожденные в Куйбышеве двигатели НК-33 И НК-43 успешно прошли государственные стендовые испытания и готовы были нести советскую ракету к спутнику Земли.

Смена приоритетов

Меж тем, над лунной программой СССР стали сгущаться тучи. В 1966 году умирает Сергей Королев. Спустя три года над Луной уже развевается американский флаг. Советская лунная программа медленно, но верно сворачивается.

Обложка журнала Техника молодежи
Обложка журнала «Техника молодежи». 1964 год

В 1974 году Совет обороны СССР приказывает заводу №276 прекратить все связанные с ней работы и переориентироваться на производство газотурбинных двигателей для стратегической авиации.

Сдать в утиль

Что делать с уже произведенными двигателями? Их решили попросту уничтожить, но академик Кузнецов не мог расстаться со своим детищем. Двигатели были «уничтожены» лишь на бумаге. По легенде, Николай Кузнецов спрятал их в секретном бункере под всем известной «Вертолеткой» в поселке Управленческий. Но на самом деле списанные НК-33 И НК-43 хранили в одном из цехов предприятия в поселке Винтай.

Постсоветское возрождение

Второй шанс двигатели НК-33 и НК-43 получили уже после развала Советского Союза. В апреля 1992 года в Москве, на выставке «Авиадвигатель-92» Николай Кузнецов встретился с представителем американской фирмы «Аэроджет». Это были первые переговоры о совместной деятельности в области жидкостных ракетных двигателей.

Их итогом стала сделка по продаже 46-ти НК-33 и НК-43 за миллион долларов каждый. Несмотря на то, что двигатели пролежали на складе более 20 лет, они хорошо показали себя на испытаниях. Конечно, американцы немного проапгрейдили советский движок, переименовав его в двигатель AJ-26.

В 2013 году они вывели на орбиту легкую ракету «Антарес». Однако в следующем году оснащенная двигателями AJ-26 ракета взорвалась, и от их использования отказались, заменив на российские РД-181.

Интервью с директором первой в России частной космической компании S7 Space читайте здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook