БОРТ НОМЕР ОДИН. Президентский теплоход в самарском порту
1 311
Третий день у Речного вокзала на третьем причале стоит неприметное трехпалубное судно. Оно не привлекает к себе особого внимания, а на фоне соседей — туристических гигантов, смотрится блекло и довольно обыденно. Но наблюдательный человек обязательно заметит, что доступ на третий причал все это время перекрыт, а в нескольких метрах от трапа на бетоне постоянно топчется отряд милиции. Дело в том, что теплоход этот — правительственный. Борт номер один на протяжении уже сорока лет. Президентский теплоход “Россия” из проекта 1877.
Текст: Вадим Кузнецов
Путиловские верфи возвели на берегу Финского залива летом 1912 года, чтобы клепать в массовом порядке корабли для военного флота и тут же обкатывать их на воде с января по декабрь. Позднее предприятие получило имя почившего председателя Верховного Совета Жданова, еще позднее — более нейтральное и красивое имя “Северная верфь”.
Именно здесь в 1973 году по личному приказу Леонида Ильича было начато строительство речного пассажирского теплохода класса “люкс” под названием “Россия”. Предполагалось, что генсек и его свита будут каждое лето кататься на теплоходе по рекам, каналам и водохранилищам, но подняться на борт корабля Брежневу так и не довелось.
Не последнюю роль в этом сыграла паранойя генсека. Известно, например, что он никогда не летал на самолете, если тот совершил больше шести полетов. Очередной “борт номер один” всякий раз списывали на гражданку, где он грустно ржавел на одном из запасных аэродромов, а для Кремля выписывали из Воронежа новый и блестящий “илок”.
Одним словом, Леонида Ильича на борту “России” никогда не было. Вы будете смеяться, но Горбачева и Ельцина, вероятнее всего, тоже. В начале 90-х теплоход отправили на тотальную реконструкцию, чинили его после этого долго и неспешно. Лет пять, наверное, Президентская все же “Россия”.
Надо заметить, что подобная судьба почти у всех знаменитых кораблей современности. В первую очередь, кораблей-музеев. Если не утонул и не списали, значит, лиха не видел. Просто много лет стоял на боевом посту и ждал своего часа, своего Путина.
Про ВВ, кстати, ничего не скажу, но Дмитрий Анатольевич на борту точно был. Есть пруфы. Вот ведь хорошо, когда у человека есть твиттер и прочие социальные шалости.
В Самару “Россия” пришла опять без главного пассажира. На борту — генпрокурор Юрий Чайка и полномочный представитель президента в нашем регионе Михаил Бабич. Говорят, за неделю всю свои дела сделают. Потом дальше поплывут.
До этого момента теплоход будет стоять у третьего причала. Если кто хочет сделать селфи на фоне золоченых буковок и вечно что-то подозревающих служителей закона — добро пожаловать.