«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВЛАСТЬ»: Константин Ушамирский о парадоксах, дешевых домах и четких правилах застройки

 868

Автор: Редакция

.
,

 Константин Ушамирский с 1991 по 1999 год был заместителем главы администрации города Самары, начальником Управления капитального строительства города. Про него говорили: «Эту глыбу попробуй сдвинь». Но Константин Маркович  всё же ушел из власти в канун миллениум. Долгое время он работал в компании «Самараэнерго», а сейчас продолжает трудиться в ГК «ВИД» – по своей строительной тематике. Разговор у нас получился коротким, что объясняется просто: Константин Маркович не любит давать интервью, будучи уверенным в скромности своей персоны.

Текст: Анастасия Кнор

Константин Ушаминский

Про систему городской власти

— Я дожил до такого момента, когда мозги мои востребованы. Раньше это не нужно было никому, нужны была должность, чин и звание. А сейчас я, вроде, никаких должностей не занимаю, и люди обращаются за консультациями. Причем на всяких уровнях. И по профессиональным и по житейским вопросам. Я никогда не отказываю. Если силы есть, почему же не помочь…

— В городской администрации раньше была должность заместителя главы по строительству. В Самаре строительству придавалось очень большое значение. Человек, который работает в этом статусе, должен держать в руках всю сферу, потому что в ней много неразберихи. В 90-е годы был единый заказчик — УКС (управление капитального строительства) и была система. Потом по каким-то причинам это все разрушилось. Нет сейчас такой должности, есть только глава департамента. Раньше был еще Главный архитектор города, он имел какое-то значение, имел вес, отстаивал интересы, сейчас это все размыто…

— Когда я работал в мэрии, город владел землей. Я говорил так: вся земля, которая не оформлена, вся наша, городская, и пошли все вон. Потом начальство разругалось, и теперь область владеет землей города.  Например, я хочу туалет построить, под окном нашего офиса. Я должен идти просить в область 2 квадратных метра.  Это же парадокс!  Обычное явление, когда начальники дерутся, то простые люди страдают всегда.

Константин Ушаминский

Про наболевшее

— При советской власти был Генплан, были правила. Вот эти места застройки, которые сегодня заняты неизвестно чем, хранились до будущих времен. Я вам просто приведу один характерный пример. Мы много говорим о проспекте Карла Маркса. Ведь город не может без него существовать! И в свое время были приняты меры: от площади Урицкого  до Гагарина была проложена трасса в 150 метров шириной. Город за свой счет снес дома, на ней расположенные, расселил людей, вынес все коммуникации. Надо было её продолжать делать. Подготовительная работа была проведена. И вот прошло 30 лет, а воз и ныне там. То же самое с поймой Самарки. Тогда думали, куда город развивать?! Вот вдруг дадут нам триллион денег в Самару и скажут – стройте. А где строить? Строить-то негде. Тогда задумались: нужно строить пойму. Правильно решение, неправильное, но оно было принято.

— Начался намыв грунта. Это была площадь под 300 тысяч жителей.  55 лет там можно было спокойно строить. То есть принимались принципиальные решения по развитию города. Были трассы разработаны. Вот метро… Может быть, оно сейчас не в том виде и не нужно. Но идея была какая: ведь заводы захлебывались! Ведь от заводов строилась трасса. Сейчас говорят: надо другую. Ну и делайте другую, кто вам мешает? Пока всё только бла-бла-бла.

Константин Ушаминский

Про отсутсвтие правил

— Я сейчас не вижу принципиальных решений по развитию города. То у нас центр исторический застраивается, то еще что-то. Есть же определенные задачи. Должна быть задача – снос ветхого и аварийного жилья. Чтобы его снести, нужно выбрать какое-то место, построить  дешевые дома. Дешевые — не значит, плохие! Просто они должны быть без излишеств, простые. Вы были за границей? Во Франции, в Англии, в Германии … Везде есть панельные дешевые муниципальные дома, куда заселяют неимущих, иммигрантов и прочее. Это нормальные по качеству жизни дома. Еще раз повторю:  система должна быть, и этой системой должна руководить городская власть. Областная власть сейчас, конечно, занимается, но очень сложно сверху увидеть все это, физически очень тяжело.

— Должны быть  четкие правила застройки. Например, условно говоря: центр города от Ленинградской до Красноармейской: дома строить не выше 4-х этажей. Написали и все: не рыпайся. Невыгодно – не строй. Правильно?  Строители — это ведь бизнесмены, и прежде всего, думают о прибыли. Им чем выше дом, тем лучше. Но это не правильно. Если бы я был бизнесмен, я бы в первую очередь думал бы о прибыли, а если бы я был власть, я бы в первую очередь думал об облике города и о жителях.  Где найти компромисс? Для этого надо садиться и договариваться. Власть должна договариваться с обществом и со строителями.